08.11.2013 | 15:51

В Риме - Международный праздник кино

В Вечном городе сегодня начинается «Международный праздник кино». Именно так изначально назывался Римский кинофестиваль. В первые годы соревновательный дух здесь был сведён к минимуму, даже жюри состояло только из зрителей. Теперь концепция изменилась. Праздничное настроение осталось, но кинофорум превратился в серьёзного конкурента лучшим европейским смотрам. Объяснение переменам найти легко. В 2010-м молодой кинофорум возглавил экс-директор Венецианской Мостры. 8-й Римский фестиваль покажет жизнеспособность избранной им тактики. Рассказывают «Новости культуры». 

Если есть трудная задача - нужно поручить ее китайцу. Если стоит неразрешимая проблема - придется звать русского. Эту современную пословицу очень любит Марко Мюллер - нынешний директор Римского кинофестиваля - эстет, интеллектуал, крупнейший знаток русского и азиатского кино. У смотра, который в 2006 начался с победы русской картины, к нашему кино теперь вдвойне особое отношение. В этом году в рамках фестиваля в вечном городе - четыре российские ленты. Правда, критики количественный показатель показательным не считают.

«Российский кинематограф сейчас не находится в таком положении, чтобы были какие-то течения российского кино, которые предпочитают те или иные фестивали. Просто когда в русском кино появляется что-то яркое, его стараются наши авторы вытолкнуть на фестиваль, а фестивальные отборщики себе отобрать», - объясняет кинокритик Антон Долин.

Жанровый диапазон российского киноприсутствия получился широким. Авторское кино высочайшей пробы, зрительское 3D, экспериментальный авангард, документалка про оппозиционеров. Россия в Риме представлена и в судейской бригаде. Среди членов жюри – актер Алексей Гуськов.

«Я посмотрел программу, она невероятно обширная, и она не только авторского отдельного кино, но там есть много внятных позиционных картин и, как сам Марко Мюллер сказал, он хочет сделать огромный смотр, что-то увидеть совершенно неожиданное, что-то увидеть новое, хотя я, конечно, апологет мейнстрима, и я люблю внятное кино», - отметил народный артист России Алексей Гуськов.

Внятное российское кино - вне конкурса - представляет «Сталинград». Показывать картину о Второй мировой - в стране, воевавшей по другую сторону, режиссер Федор Бондарчук не опасается. Считает, его лента - о войне метафизической.

«Тема двух дней внутри великого события Второй мировой войны это - желание влиять на генерацию общечеловеческих ценностей, когда показываешь иностранцам картину, а мы много показывали, и выходим уже на международный прокат, слово гуманизм возникает чаще всего. Что это гуманистическое произведение и, в первую очередь, антивоенное», - утверждает кинорежиссер Федор Бондарчук.

Особой темой на фестивале станет имя Алексея Германа. Впервые в истории европейских фестивалей - приз за вклад в киноискусство вручат посмертно. Именно в Риме представят последнюю работу мастера – «Трудно быть Богом». Экранизация Стругацких за призы не борется - это официальная мировая премьера Вдова и соавтор режиссера - Светлана Кармалита – «Трудно быть Богом» считает не фестивальным кино. Эстетика Германа – опережает язык современного кинематографа. Даже профессиональные зрители понять ее могут не сразу.

«Это картины длинного дыхания, вечных проблем и существования человеческой души. «Трудно быть Богом» будет смотреть сложно. Но мы ведь это знаем, мы к этому готовы. Но то, что это замечательная картина и она наберет и зрителей количество, в этом мы убеждены», - уверена киносценарист Светлана Кармалита.

В программе «Кино-XXI век» - две российские картины. «Бирмингемский орнамент-2» - игровая ультра-авангардная лента Андрея Сильвестрова и Юрия Лейдермана. Критики замечают: этот видеоэксперимент - уже почти не кино. «Непал форева» - документалка, о которой много говорят в сети. Два питерских коммуниста отправляются в Непал, чтобы предотвратить там гражданскую войну. Эта миссия - то ли авантюра, то ли утка, то ли подвиг. Режиссер Алена Полунина считает - все дело в жанре - документальная комедия. Поймут ли специфический постсоветский юмор в капстранах - большой вопрос.

«Я не очень уверена, что иностранный зритель воспримет это в ключе правильного абсурда, который закладывался в эту историю изначально. Многое может быть слишком абстрактно для него», - отмечает кинорежиссер Алена Полунина.

За главный приз – «Золотого Марка Аврелия» - будут бороться 18 картин. Среди них - новая работа культового американца Спайка Джонза – «Она», «Себунсу Кодо» - лента яркого представителя японской новой волны - Киёси Куросавы, однофамильца великого Акиры Куросавы. Россия в этом киносостязании - не участвует. В основном конкурсе российских картин нет.

Новости культуры

 

Читайте также: 


В Риме открывается кинофестиваль