09.08.2011 | 19:31

Малые народы разбили лагерь у стен Московского Кремля

Единственный в стране кочующий фестиваль малых народов снова разбивает свой лагерь в центре Москвы. Происходит это, по традиции, в Международный день коренных народов мира, который отмечается ежегодно 9 августа. Сегодня у стен Московского Кремля можно было услышать музыкальные импровизации на хомусе и горловое пение, увидеть зажигательные северные танцы в исполнении артистов Хакасии, Якутии, Таймыра, и Камчатского края. Рассказывают «Новости культуры».

Культура, которая складывалась на протяжении многих веков. В ее основе – абсолютная гармония человека и природы. Это то, чего так не хватает сегодня жителям столицы, считают организаторы фестиваля. Не случайно несколько лет назад своеобразный «парад малых народов» решили устраивать ежегодно именно в столице, чтобы напомнить горожанам о корнях.

«Мы в больших городах уходим от этого. Уходим, теряем корни и поэтому живем не в ладу с собой, друг с другом, с окружающим миром. Они по-прежнему живут в ладу и с миром, и с природой», – отмечает руководитель фестиваля Елена Тюрина.

Настоящий чум у кремлевских стен. Его специально привезли его с Таймыра. Здесь можно попробовать традиционную кухню ненцев, энцев, нганасан, долган и увидеть маленькие шедевры декоративно-прикладного искусства.

«У каждой народности есть свои традиционные игрушки. У ненцев это вот такая маленькая куколка, которая называется Нугку. Дети играют с маленького возраста. Они начинают играть и постигают азы декоративно-прикладного искусства таким образом», – поясняет хозяйка чума, директор Центра народного творчества (Таймыр) Евгения Вэнго.

Куклы делают из утиных носов, материи, даже из копыт северного оленя. Их украшают бисером, лентами. Рядом с чумом проходит мастер-класс таймырского ансамбля «Хэйро». Их танец называется «Подражание медведю». Это животное испокон веков уважают все северные народы. 

Еще один участник фестиваля – Дмитрий Сафьянов из Хакасии. Говорит, что уникальный дар горлового пения он получил в наследство от прадеда и деда. В Москву Дмитрий привез сразу три национальных инструмента. Один из любимых – чатхан. Многострунный щипковый, он чем-то напоминает цитру. Струны поддерживаются бараньими коленными чашечками. Чаще всего у хакасов встречались инструменты шести- или семиструнные. То, что Дмитрий держит в руках, – своего рода раритет.

«В древних богатырских сказаниях встречаются и чатханы с тремя струнами. У меня уже более академический вариант, более усовершенствованный – 14 струн. 7 струн мне не хватает играть произведения, начиная от фольклора хакасского и заканчивая классикой», – рассказывает исполнитель.

Сегодня им удается не только сохранять, но и передавать древние традиции своих предков молодежи. Национальные танцы, одежда, язык, книги – пока все это живо, жива корневая система, которая питает культуру не только этих народов, но и целой многонациональной страны.

Читайте также:
Гармония древних традиций и современности

Всероссийский фестиваль "Манящие миры. Этническая Россия"