09.08.2011 | 19:39

Жизнь шведского Маглехема, рассказанная языком современного искусства

«Маглехем – место на земле». Так называется выставка, которая открылась в Московском музее современного искусства. Маглехем – шведская деревенька с населением 250 человек – уже более полувека привлекает живописцев, поэтов и писателей. Кто-то остается здесь насовсем, кто-то приезжает на лето, чтобы запечатлеть окрестности Маглехема – каждый по-своему. Помимо живописи, скульптуры, графики, инсталляций и других работ пятнадцати маглехемских художников, московская выставка предлагает увидеть фотопортреты ее участников, сделанные русским фотографом Марией Ионовой-Грибиной. Рассказывают «Новости культуры».

Когда фотограф Мария Ионова-Грибина увидела Маглехем и его художников, решила, что сделает их фотопортреты.

«Когда я первый раз попала в Маглехем, мне было интересно, что в одной деревне столько художников. Каждый второй – художник», – говорит она.

Для выставки отбирали работы, связанные с этим местом. Однако здесь ведь живут не только уроженцы Маглехема, да и не только шведы. Есть и авторы из других стран, которые, побывав в шведской деревне, решили осесть здесь навсегда. Как, например, Анна Рочегова – выпускница Суриковской академии. На ее полотне изображена местная бухта. Один и тот же вид, но картины написаны с разницей в полчаса – вечером очень быстро меняется освещение.

«Этот тихий вечер рассказывает о нашей жизни там: тишина, красота, перламутровый свет», – поясняет Анна.

Предметы современного искусства, представленные в экспозиции, – совместное творчество человека и животных. В данном случае – коров. 

«Это слепок с соляных камней, которые в поле вылизывают коровы. Вот они придали камням такую удивительную форму. Я сделала слепок из керамики, получилось такое единение человека и природы», – говорит художник Оса Линдше (Швеция). 

Малин Шенбек привезла в Москву связанные вручную инсталляции, некий арт-объект из шерсти. Вязала крючком каждый день в течении полугода, потом отправила будущий экспонат в стиральную машину, и вот – готовая инсталляция. Еще один ее объект – мешки, которые когда-то были шторами в доме художницы. Она их сняла, разрезала на куски и сшила вручную. 

«Эта инсталляция ни о чем. Как можно показать ничто?» – задается вопросом художница. 

Почему у ее инсталляции имеют такую неожиданную форму, художница не знает. Главный смысл, по ее словам, заключается в самом процессе созидания. Пейзажи, окружающие шведскую деревушку, к творчеству располагают.

«Сама выставка, она как мозаика. Поначалу у нас даже концепции не было, но потом получился такой сборник рассказов о жителях Маглехема», – полагает куратор экспозиции Ларс Цедерхольм.

Им посвящен и фильм. На этой выставке видео тоже превратилось в арт-объект, повествующий о жизни и быте художников Маглехема.