07.11.2013 | 12:49

Осенняя выставка дома «Кристис» «Искусство Возрождения»

Выставки, которые крупные аукционные дома устраивают накануне торгов, – это в нынешней Москве уже не экзотика, часть жизни для тех, кто готов участвовать. Экспозиция, которую 6 ноября показали представители дома «Кристис», называется «Искусство Возрождения». Отметим, что и сам арт-рынок, по оценке экспертов, переживает своего рода Ренессанс. А что касается тенденций, то их две. На фоне падения интереса к модернизму – подъём спроса на старых мастеров. Заметно выше стали и претензии коллекционеров к качеству вещей. Нынешняя выставка это подтверждает. Рассказывают «Новости культуры». 

В руках Эуженио Донадони, специалиста по рукописям Средневековья и эпохи Возрождения, девять миллионов долларов. За такую кругленькую сумму на прошлом аукционе ушел часослов Ротшильда. В манускрипте, разменявшем шесть столетий, псалмы и молитвы на латинском, 150 миниатюр о жизни богоматери. Сцены городской и деревенской жизни.

«Известны четыре художника, создавшие этот шедевр, Герард Давид, Герард Хоренбоут, Симон и Александр Бенинги. Но их было намного больше. Все они фламандцы. В XIII веке книга хранилась у священников, живших в монастыре, потом в коллекции Ротшильдов. Бесценное сокровище», - говорит специалист департамента рукописей Средневековья и Эпохи Возрождения Сhristie’s Эуженио Донадони.

В 38-м «Часослов Ротшильда» нацисты вывезли в Вену. Он находился в государственной библиотеке - к законным владельцам вернулся только в 98 году. Это не единственный шедевр на выставке. «Мадонна с младенцем» Макса Штерна и пейзаж Гюстава Курбе оцениваются чуть ниже, но сумма тоже с шестью нулями. Рядом Клод Лоррен – среди его почитателей римский кардинал Доменико Чеччини и французский король Людвиг XIV.

Но самая большая интрига - «Закон и благодать» Лукаса Кранаха Старшего. Картину не видели больше ста лет. Кранах написал ее под влиянием Мартина Лютера, поддерживая идеи великого реформатора. Заполнил мистическими символами. Сошествие в ад, распятие Христа, воскресение и победа над смертью.

«Такая символика, которой Мартин Лютер хотел научить последователей, не слепому поклонению», - объясняет ведущий специалист департамента старых мастеров «Кристис» Алексей Ашот.

Пресыщенная Европа охотится за русским искусством. Интерес и цены возрастают. Имена впечатляют. Здесь - картина Маковского из американской частной коллекции. Работа Васнецова из японской, «Две девочки собирающие букет» Харламова из Южной Америки

«Прошли те времена, когда русское искусство покупали только русские коллекционеры. Спрос на него высок в Европе и в Америке. Четыреста пятьдесят торгов в течение года. Каждый раз мы выставляем русские коллекции», - отмечает управляющий директор «Кристис» в России Гай Визи.

«Купальщиц» Ильи Машкова Сара Мэнсфилд отыскала в Чикаго. Настоящей ценности картины владелец, как это часто бывает, не знал. А ведь она выставлялась на выставке «Бубнового валета» в 1912 году. Сара даже нашла карикатуру на нее. Провела экспертизу. «Кажется, эта работа не характерна для Машкова, но черные контуры, текстура полотна, прозрачные слои и яркие краски – узнаваемая палитра. Художник смешивал краски сразу на полотне – это тоже его отличительный стиль», - рассказывает директор департамента русского искусства Сhristie’s в Лондоне Сара Мэнсфилд.

Большинство этих шедевров обречены на жизнь затворников. Лишь иногда они появляются в свете, и каждый раз их появление вызывает если не сенсацию, то точно фурор.

Новости культуры