06.11.2013 | 12:42

Московской государственной академии хореографии исполняется 240 лет

240 лет без права на ошибку. Московская государственная академия хореографии празднует юбилей. Дата более чем серьезная – вот уже третий век одна из старейших и авторитетнейших хореографических школ выпускает танцовщиков, которые становятся гордостью знаменитых театров мира. Но аплодисментам и успеху предшествуют годы упорного труда. О непростых буднях «маленьких лебедей» рассказывают «Новости культуры».

Примы Большого накануне дня рождения альма-матер здесь, на открытии мемориальной доски Софье Головкиной. Многие от первого директора, тогда еще хореографического училища на второй Фрунзенской, получили пропуск на балетные сцены.

«Олицетворяла в себе такую большую мамку, настолько была ответственна за нас», – говорит прима-балерина Большого театра Анна Антоничева.

Сама академия для них больше, чем просто школа.

«Это наш дом родной, – говорит прима-балерина Большого театра Мария Аллаш. – Мы провели здесь 8 лет, с самого раннего детства, здесь и воспитывались, и учились».

Уроки русского языка, физики, математики. Черный низ, белый верх - как в обычной школе. Только на форме эмблема – танцующая тройка – по балетному па-де-труа. В расписании среди главных предметов – классика, народно-сценический и современный танец. Первый класс с десяти лет. В коридорах тянутся, разогреваются. И что совсем непривычно – книксен.

Ректор академии Марина Леонова, кажется, все знает об уникальной методике московской академии, которую сама закончила в 67-м.

Изменилась эстетика, – говорит Марина Леонова. – Посмотрите на девочек, какие у них ноги, фигуры. Эстетика стала совсем другая, балерины стали более худыми, более стройными, более высокими. Я могу сказать, что балерины предыдущего поколения танцевали очень хорошо, потому что методика остается неизменной, существует уже много лет».

Классика здесь на первом месте. У Ольги Войноровской только мальчики – 13 лет не самый простой возраст, но ее этим не испугать.

«Сложно когда они пришли в первый класс, надо чтобы они полюбили балет, бежали на класс с горящими глазами, чтобы поняли, что это дисциплина, и они становятся твоими», – говорит Ольга Войнаровская.

Мальчиков учат силе и пластике, девочек – легкости и грации. Держать красивую форму – каторжный труд. Каждый день – станок, никаких скидок на усталость.

«В конце урока, чувствуешь, что ты потихоньку умираешь, что дух выходит, но нужно собраться», – признается студент 3-го курса Московской государственной академии хореографии Илья Колотов.

Третий курс – самый трудный. Впереди экзамены и распределение в театры. Илья Кузнецов знает - расслабляться нельзя, но в глубине души понимает чувства своих учеников.

«Требования возрастают, – поясняет преподаватель. – Привносится много танца в учебные задания, я настаиваю на чистейшем исполнении, и порой возникают конфликты - потому что требования, требования…»

Чтобы поднять партнершу как перышко, нужны не только бицепсы - баланс, координация. На дуэтном танце Георгий Гусев учит не только поддержкам, но и падениям. Каждый раз повторяя золотое правило: «Никогда партнерша в ваших руках не должна упасть».

Пятый класс – Рубикон. Многие не выдерживают – уходят. Вес, рост, ограничения в еде – все важно. Ведь к первому курсу ученики – почти на равных с кордебалетом.

Эти уроки не прогуливают, троек не получают. Приходится не сладко, не только двигаться – дышать надо по-другому. Марина Кондратьева, педагог Большого, помнит эти уроки выживания.

«После всех уроков мы переходили дорожку и входили в Большой театр, где начинались спектакли, – вспоминает Марина Кондратьева. – А мы были с первых классов во всех спектаклях заняты».

В Большом всех учеников знали по именам. Ведь они с десяти лет выходили на сцену с профессиональными артистами.

«Когда я заканчивал хореографическое училище, для меня никаких проблем не было, чтобы влиться в труппу Большого театра, – говорит народный артист СССР Владимир Васильев. – Я без репетиции мог вставать, знал все па, которые были у кордебалета».

Выпускников академии знает весь балетный мир. Московская хореографическая школа, которой 240 лет – давно бренд. Желающих учиться здесь становится все больше. Не хватает мест в классах и в интернате. Через три года академия получит новый корпус, с современной инфраструктурой. А значит – Принцев и Сильфид станет больше.

Новости культуры

Читайте также:

Московская академия хореографии отмечает день рождения фестивалем