02.04.2012 | 17:42

"Писатели нашего детства" на телеканале "Культура"

2 - 5 апреля в 17:00 на телеканале «Россия - Культура» прошел документальный цикл «Писатели нашего детства», посвященный знаменитым детским писателям – Л. Пантелееву, Радию Погодину, Виталию Бианки и Валентину Берестову. Кажется, совсем недавно их произведениями зачитывались мальчишки, девчонки, а также их родители, по их сценариям снимались кино- и мультфильмы. А что сегодня? Благодаря циклу «Писатели нашего детства», показ которого был приурочен к Международному дню детской книги, отмечаемому 2 апреля, зрители телеканала «Культура» вновь встретились с любимыми с детства авторами. Их судьбам и творчеству были посвящены 4 части программы: 

2 апреля - "Приоткрытая дверь. Л. Пантелеев",
3 апреля - "Я догоню вас на небесах. Радий Погодин",
4 апреля - "Редактор "Лесной газеты". Виталий Бианки",
5 апреля - "Быть взрослым очень просто… Валентин Берестов".

Первая программа цикла рассказала о Л. Пантелееве, перу которого принадлежат знаменитые рассказы «Честное слово» и «Буква "ты"», книги «Наша Маша» и знаменитая «Республика ШКИД» 

Беспризорник Алексей Еремеев (настоящее имя Пантелеева), возможно, стал бы бродягой и вором, если бы не попал в своё время в школу имени Достоевского (ШКИД). Здесь он подружился с Григорием Белых. Спустя некоторое время друзья правдиво описали наиболее яркие и примечательные события своего школьного отрочества в повести «Республика ШКИД». Так в детской литературе появился писатель Л. Пантелеев. 

А писатель Радий Погодин на вопрос: «Почему вы стали именно детским писателем?» - отвечал - «А я занимаюсь, по сути, иконописью. Иконопись для меня - мифотворчество. Я сознаю, что герои мои - люди святые. Пишу о человеке прекрасном… Ведь каждый день детства - это созидание, и неважно, что мы тогда делали: ели блины или дрались, собирали грибы или мылись в бане… Хотя тебя и драли, и ставили двойки за поведение, ты мог создать вселенную. И вся наша взрослая жизнь — это стремление вернуть утраченные возможности».
С детских лет нам знакомо и имя Виталия Бианки – писателя-натуралиста, автора многочисленных повестей и рассказов, выпускавшего знаменитую «Лесную газету». Самуил Маршак называл Виталия Валентиновича «первым из советских детских писателей, который ввел в свои книги настоящий биологический материал, не отказавшись от сюжетного повествования». Самуил Яковлевич предложил Бианки вести природоведческий раздел в журнале «Воробей». Так появилась «Лесная газета», «репортажи» из которой впоследствии составили знаменитую одноименную книгу. 
Несмотря на авторитет, популярного писателя в 1920 - 30-е годы неоднократно арестовывали. В программе Елена Бианки, дочь писателя, вспоминает: «Был период, когда он постоянно ждал ареста, и непонятно, как он вообще что-то мог писать в это время». Литературовед Сергей Дмитриенко: «Человек находится в ссылке, а в это время его книги издаются огромными тиражами. Повесть «Музурук» была самой популярной у детей».

Произведения Бианки отличаются не только занимательными сюжетами, но и научной точностью в описании жизни птиц и зверей. Виталий Валентинович говорил: «С детства я ни на минуту не сомневался, что все звери заколдованы. Как в сказке «Спящая красавица». Злая колдунья произнесла заклинание, и все сразу погрузилось в мертвый сон. Надо произнести другое заклинание, и все оживет. Теперь я знаю, что это за слово, которое превращает все мертвое в живое. Это поэзия, художественное творчество – в нем волшебная сила». 

«Как хорошо уметь читать! /Не надо к маме приставать. /Не надо к бабушке идти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!». Эти стихи многие знают с детства. Их написал замечательный поэт-лирик - Валентин Берестов». 

Однажды Валентин Берестов спросил Корнея Чуковского: «Чем мне заниматься в литературе?». «Вы всегда будете переходить от науки к детским стихам, от детских стихов к лирике, от лирики к художественной прозе, - ответил Корней Иванович. – Такова особенность вашей психики». Эту особенность попытался объяснить сам Берестов: «Может, у человеческой души вообще нет возраста». Близкие писателя утверждали, что он до конца своих дней оставался ребёнком... Сам Берестов не очень любил, когда его называли детским писателем: «Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей. Меня стали считать только детским. Я и горевал, и бросал «детское», но ничего поделать было нельзя… Впрочем, почти вся классика ушла к детям разных возрастов. Если так, то сдаюсь, я – детский!».
Пресс-служба телеканала "Культура"