10.08.2011 | 10:24

Есть ли прототип у сказочной васнецовской "Аленушки"?

За каждым великим произведением искусства, как правило, стоит великое множество легенд. Своя «мифология» и у знаменитой «Аленушки» Виктора Васнецова. 130 лет назад полотно, ставшее «знаковым» для русской живописной школы, было представлено на Передвижной выставке 1881 года. Принято считать, что художника вдохновила сказка о «сестрице Аленушке и братце Иванушке». Но корреспонденты «Новостей культуры» решили изучить «несказочную» историю создания картины.

Здесь, в Абрамцеве, где избушка на курьих ножках, где церквушка белокаменная и началась то ли сказка, то ли быль васнецовская. Картина «Аленушка» стала переломным этапом в творчестве художника, переходом от бытописательства к миру сказок . Однако процесс этот, как и создание знаменитого полотна, был постепенным. Летом 1880 года Васнецов писал этюды с натуры. На них тот самый пруд, но пока без Аленушки.

«Аленушка в этот пруд не напрашивается, а вот та печаль, тоска и грусть, которая в работе была, она в этом пруду осталась как некая тайна», – говорит сотрудник Музея-заповедника «Абрамцево» Светлана Волкова.

В Третьяковской галерее и музее-заповеднике Абрамцеве хранятся этюды, написанные Васнецовым, на которых изображена крестьянская девочка – одинокая сиротка, или как их еще тогда называли – «дурочка». Именно этот далеко не сказочный образ мечтал воплотить художник .

«Весь подготовительный материал, он о том и говорит, что вот девочка крестьянская, сиротка, то ли дурочка сидит в простеньком платьице на лужайке у леса, а вот к пруду она приближается уже в более поздних эскизах», – рассказывает Элеонора Пастон Старший научный сотрудник Третьяковской галереи.

Про эту девочку Васнецов написал: «Столько тоски, одиночества и печали было в глазах ее. Каким- то русским духом от нее веяло». На том самом пруду он вновь проводил все свое время. Эскиз, хранящийся в Абрамцеве, долгое время считался авторским повторением картины. Экспертиза показала – это последний эскиз к «Аленушке».

В селе Ахтырка художник Васнецов и встретил свою Аленушку. Облик крестьянской девочки точь-в-точь совпадал с образом, придуманным автором. Пруд, возле которого, склонив голову, сидела девочка местные жители так и называют – Аленушкин.

В 1881 году та самая «Аленушка» в каталоге художников-передвижников появилась с вовсе не сказочной аннотацией - «Дурочка». Кого-то из критиков этот образ смутил. Девочку назвали «плаксой», «слишком сентиментальной». Защитники художника встали грудью – полотно назвали одной из лучших картин русской школы живописи. Но все без исключения гадали, кто она – эта Аленушка? Искали сходства не только с юродивой, сироткой деревенской, но и дочкой барской и даже черты Веры Савишны Мамонтовой находили. О сходстве с Аленушкой из сказки тогда никто и не думал. Для многих и сегодня это сравнение не кажется главным.

«Аленушка» меня тогда маленькую потрясла очень сильно и мама даже говорила, что я плакала, – вспоминает Ольга Васнецова, внучатая племянница В. Васнецова. – У нее был очень грустный и трагичный взгляд, хотя я знала сказку, но первое мое впечатление абсолютно не ассоциировалось с этой сказкой».


Вскоре слово «дурочка» исчезло. А в одном из новых альбомов рядом с картиной появился отрывок из народной сказки. Теперь больше говорили о том, что художник спас Аленушку от ведьмы, которая как известно утопила сиротку в пруду. Восхищались и природой, рассмотрели в ней новые краски и новые символы.

«По народным поверьям природа оживает в конце дня, когда уже сумерки, и начинает в такт разговаривать и жить в такт человеку, и вот эту фольклорную линию художник здесь воплощает», – рассказывает Элеонора Пастон.

К этой картине можно относиться по-разному. Кто-то видит в ней иллюстрацию к сказке, кто-то смотрит глубже, и видит драму человеческой жизни. Васнецов не просто написал картину. Он на языке живописи переписал сказку, расширил границы привычного образа Аленушки, продолжил ей жизнь. Пожалуй, Васнецову первому удалось так гармонично соединить лучшие традиции русской живописной школы и устного народного творчества.