06.11.2013 | 10:53

Объективный взгляд на период правления династии Романовых на выставке в столице

Традиционная общественная выставка-форум «Православная Русь» в этом году стала одним из ключевых событий празднования 400-летия дома Романовых. Масштабная экспозиция, посвящённая вкладу царской династии в становление российской государственности, открылась накануне, в центральном выставочном зале «Манеж». А сегодня - первый день работы форума, в программе которого – и научные конференции, и дискуссионные клубы, и кинопоказы, и презентации новых книг. Рассказывают «Новости культуры».

«Это мы не проходили, это нам не задавали». Примерно такая реакция у людей старшего поколения, впервые оказывающихся внутри интерактивной выставки «Православная Русь. Романовы». Царскую династию, в советское время принято было обвинять во всех грехах, а сразу после развала СССР чрезмерно идеализировать. Здесь предпринята одна из первых попыток объективного, взвешенного подхода. Но, что еще более важно, сделана попытка комплексно взглянуть на один из важнейших периодов русской истории.

Такого полотна – так и хочется сказать, семейной фотокарточки Романовых – в действительности не существует. Компьютерная проекция создана из 17 отдельных портретов царей и императоров. Специалист без труда скажет, откуда каждый портрет – из Третьяковки или Русского музея. Идея создателей экспозиции – не продемонстрировать современные компьютерные технологии, идея в том, чтобы рассказать о Романовых как об одной большой семье, которая на протяжении 300 лет правила российской империей.

Никогда еще русская история не выглядела так современно. 350 мультимедийных экранов рассказывают о 17 порфироносных представителях рода Романовых, от Михаила Федоровича, призванного на царство после окончания смуты, до Николая Второго, после которого смута снова началась. Впрочем, выводы здесь никто не навязывает. Особенность этой экспозиции – в отсутствии комментария. Только цифры и факты.

«Главная идея для меня была – благодарность этой семье, – признается ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов). – Вот мы отвыкли от благодарности, нас к ней не приучают, не воспитывают в людях, а ведь есть за, что поблагодарить. Страна в разы увеличила свою территорию за 300 лет, в 60 раз увеличилось население страны, в 60 раз!»

Каждому монарху посвящен отдельный зал. Экспозиция подробнейшим образом освящает все стороны жизни царей – от побед и изобретений, совершенных в их правление, до таких экзотических подробностей, как начало выращивания в России земляники – по приказу Алексея Михайловича, или появление при Александре Третьем водолазной службы. Не обойдена стороной и частная жизнь. На выставке представлен дневник Николая Второго, последняя запись в котором сделана за несколько дней до расстрела. По словам архимандрита Тихона, для него, как для автора экспозиции, было важно развеять многие мифы, которые до сих пор существуют вокруг семьи последнего императора.

«Меня поражало всегда, насколько даже очень достойные люди негативно относились к семье последнего русского императора Николая Александровича: не понимали, ну, зачем этот Распутин рядом с ним, – говорит Архимандрит Тихон (Шевкунов). – Мы-то сейчас знаем, что он останавливал кровь у мальчика. А ведь тогда это была государственная тайна, об этом никто не знал».

Помимо экскурсий для школьников, на выставке проходят круглые столы. Один из них был посвящен вопросу канонизации святых в правление Николая Второго. Только цифры: за 175 лет синодального периода было канонизировано всего пять святых, а за 20 лет правления Николая Второго было прославлено 11 подвижников.

«Надо сказать, что Синод, как всякая бюрократическая организация, несколько опаздывал всегда, и Николаю Второму приходилось сугубо обращаться по поводу некоторых прославлений: святителя Иосафа Белгородского, человек, который прожил чуть более 40 лет, но след его в истории до сих пор свеж», – рассказывает историк Анна Громова.

С какой стороны ни посмотреть на русскую историю, на этой выставке она начинается и заканчивается Чудотворным Федоровским образом Божией Матери, которым Михаила Романова благословила на царство его мать боярыня Ксения, и который на все время работы экспозиции выставлен в «Манеже» для поклонения.

Новости культуры