06.11.2013 | 10:28

Валерий Афанасьев исполнил в столице Второй концерт Бетховена

Один из самых необычных пианистов современности Валерий Афанасьев открыл в Большом зале консерватории Московские гастроли. Музыкант давно не живёт в России и достаточно редко приезжает сюда с концертами, поэтому каждое его выступление становится событием в музыкальной жизни. На этот раз Валерий Афанасьев дал концерт в рамках филармонического проекта «Густав Малер и его время». Выступив в сопровождении Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. Рассказывают «Новости культуры».

Его выступлений всегда ждут – с концертами в столице бывает редко. Валерий Афанасьев в принципе играет – уже лет десять – очень мало: разрывается между фортепиано и письменным столом, пишет стихи и романы. Экспрессивный, экстраординарный, непредсказуемый исполнитель – вот и в рамках концерта «Густав Малер и его время» выбрал – неожиданно для многих – второй концерт Бетховена.

«Такие композиторы, они вездесущи, – говорит пианист. – И Малер тоже вездесущ. Вот они так и перекрывают, тянутся друг к другу: Бетховен к Малеру, Малер к Бетховену, и вот где-то посередине они пересекаются. Ну, конечно, может, было бы интереснее Шёнберга сыграть, но вот Шёнберга я не играю, а второй концерт играю».

С Бетховеном у музыканта особые отношения – был бы и рад от творчества композитора отойти – но, говорит, тот его не отпускает. Присутствует в жизни пианиста постоянно. Практически все ключевые произведения Бетховена в России исполнял. А вот второй концерт – еще ни разу, хотя очень его любит, признается: когда играет, испытывает радость.

Совсем не радостные чувства возникают от десятой симфонии Малера. Автор писал ее больным, со смертельным диагнозом, ощущая себя вдвойне разбитым от внезапной кончины дочери. Десятая симфония так и осталась незаконченной. Ее называют исповедью, личным дневником, прощанием композитора с жизнью.

«У Малера на полях были всевозможные карандашные пометки, которые он делал для себя, – рассказывает дирижер, народный артист России Валерий Полянский. – И один из таких фрагментов, который можно считать эпиграфом – это последние слова Христа на кресте».

Новости культуры