10.08.2011 | 14:02

"Борис Годунов": взгляд Владимира Мирзоева

Самый ожидаемый фильм основного конкурса выборгского кинофестиваля "Окно в Европу", который проходит с 7 по 14 августа, "Борис Годунов" Владимира Мирзоева, расскажет об исторической ответственности человека в современных условиях.

"Это давний проект - 1997 года, когда уже была сформулирована сама идея эстетики и утверждены исполнитель главной роли и отчасти сценарий", - рассказал режиссер, отметив, что планировал успеть завершить фильм к двухсотлетнему юбилею Пушкина в 1999 году, однако инвестор по неясным причинам прекратил финансирование. Действие картины, для создания сценария которой Мирзоев переработал пьесу "Борис Годунов", с купюрами и вставками из пушкинских писем, происходит в современной Москве. Герои не носят расшитых золотом нарядов, говорят по мобильным телефонам и выступают на телевидении.

Годунова играет Максим Суханов. Кроме него в картине задействованы актеры Андрей Мерзликин, Дмитрий Певцов, Агния Дитковските, телеведущий Леонид Парфенов. Свою последнюю роль - летописца Пимена - сыграл в фильме Михаил Козаков.

Премьера картины состоялась в июне этого года на фестивале "Музыка и кино" в Риге. Рассуждая про основную идею картины, режиссер сказал: "У всех нас есть ощущение, что мы ходим по заколдованному кругу, из которого не можем выбраться, - в последние сто лет это постоянное возвращение к одним и тем же проблемам, которые влияют на жизни многих поколений. Этот порочный круг можно разорвать только духовно и интеллектуально, то есть осмыслив, в чем же причина этого хождения, и что за территория, по которой мы ходим". По мнению Мирзоева, пушкинский текст для этого дает определенное основание: "Пушкина не столько интересуют сатирический момент и связь тех событий с его временем, или какие-то пророческие жесты. Он пытается понять фундаментальную проблему. Она связана с нравственностью и с тем, как люди ощущают себя в истории, как они ощущают саму историю и как они понимают свою ответственность за те или иные действия". Режиссер подчеркнул, что речь не только и не столько о правителях, вождях и генсеках, а о "любом русском человеке".

Свой новый фильм режиссер, известный постановками в Драматическом театре имени Станиславского, "Ленкоме", Театре имени Вахтангова, назвал "эстетическим трюком", так как он собирается "схлопнуть время" и затянуть зрителя "в водоворот времен, чтобы увидеть всю свою историю".