10.08.2011 | 15:57

Русский наив в поисках утраченного времени

Кто-то считает их чудаками, кто-то – создателями новой реальности. А они просто по-другому смотрят на самые привычные вещи. Выставка «В поисках утраченного времени. Современный русский наив» открылась в музее «Царицыно». В экспозиции представлено 180 работ восьми художников-примитивистов. Каждый из них пришел к живописи по-своему, зачастую – совершенно неожиданно даже для самого себя. Рассказывают «Новости культуры».

Мечта советского человека в 1950-х – настоящая жареная утка, колбаса любительская и по праздникам «Советское шампанское». Инсталляция называется: «О вкусной и здоровой пище». Имя автора, который рекомендует рецепты, сомнению не подлежит – Сталин.

«Последний день Помпеи» очень близок к оригиналу. Только создал его не художник Брюллов, а плотник Пичугин, и не на холсте, а на дереве. Все фигуры на своих местах, да и цвета те же, только лица другие. Алексей Пичугин около тридцати таких картин на досках сделал. Рядом можно увидеть живописные работы тети Любы. Так называла себя Любовь Майкова. Она и почтальоном, и лодочником была. Краски и кисть вязла в руки только в семьдесят девять. Писала свою деревню на Волге, все больше пейзажи. Год не дожила до ста.

«Эта крестьянка, когда нарисует свой дом, говорит: "Как хорошо я дом покрасила". Причем, она не различает, покрасила она свой дом реальный или дом на картинке. Все становится образом жизни», – говорит куратор выставки Виталий Пацюков.

По профессии Василий Романенков – садовник, по призванию – художник. Каждый раз, когда обрезает сучья на дереве или подстригает кусты, просит у них прощения. Рисует на обычной бумаге ручкой и цветными карандашами. Не делает никаких эскизов и набросков. Его орнаменты похожи на мандалы, крестьяне из смоленской деревни – на персонажей Маркеса. 

«Когда я вижу, что лапы у зверя зашевелились, а глаза начали двигаться, тогда картина закончилась», – так говорит бабушка русского наива Елена Волкова. Ее лев во всех энциклопедиях наивного искусства. В свои девяносто шесть она продолжает писать картины-исповеди. 

«Перед нами редкая культура, которую надо рассматривать не как необученное, не как культуру, которая должна перейти в проессиональные формы. Есть принципиальное отличие. Это реликтовое сознание древнего человека, который все рассматривал живым», – поясняет Виталий Пацюков.

Современный русский наив давно знают за пределами России. С 1984 года имена всех восьми художников – во Всемирной энциклопедии наивного искусства, изданной в Лондоне. Многие работы примитивистов в  хранятся коллекции музея «Царицыно».