13.09.2012 | 10:18

Премьера оперы Сергея Невского "Франциск"

В Большом театре зазвучала музыка, рожденная в недрах лаборатории. Так называемая «Опергруппа» под руководством амбициозного режиссера Василия Бархатова представила не менее амбициозную постановку – оперу Сергея Невского «Франциск», где в современный рассказ о житии святого вкрапляются тексты самого Франциска Ассизского. Это первый пробный камень «Лаборатории современной оперы». Сергей Невский - российский композитор, больше известный за рубежом. «Надежда русского музыкального авангарда» - это только один из его негласных титулов. Рассказывают «Новости культуры».  

Зрители в недоумении - есть отчего. В фойе - большой перформанс. Участники спектакля - студенты Школы- студии МХАТ – на разогреве. Василий Бархатов наблюдает за живыми картинами – он здесь главный креативщик. Сбылась мечта - ставить оперы современных композиторов по-взрослому на серьезных сценах.

«Чтобы современные оперы ставились не по остаточному принципу - в двух табуретках. А с декорациями, оркестром, с вниманием всего театра», - говорит Василий Бархатов.

Трехъярусная стеклянная декорация – оркестр с дирижером на высоте пяти метров. Ударные установки не только на сцене – в ложах. Такая музыка требует стальных нервов – играют на наждачной бумаге, фанере, камне, используют напильник, стекло, пилу с очень смешным названием - лисий хвост.

«Интересный прием, когда на барабан ставят стакан с подстаканником, музыканты играют, возникают ощущение, как поезд едет», - отмечает дирижер Филипп Чижевский.

«Такие приемы – оправданы», – убежден автор музыки Сергей Невский.

«Стекло и пила отсылают к эстетике итальянского минимализма, которые были в 70-е годы, искусство делать из подручных материалов», - объясняет композитор Сергей Невский.

Невский историю Франциска Ассизского знает от и до. Нашел либретто - в основе которого монолог умирающего Франциска. Первые три сцены впервые сыграли в Австрии и Италии – четвертая была написана специально по заказу лаборатории современной оперы. Франциск для Невского не только святой и поэт, писавший стихи на французском, еще и панк.

«Когда папа Иннокентий III истреблял провансальскую поэзию, истреблял трубадуров, в это время появился поэт, которого папа должен был признать. Церковь пошла на уступки панку-поэту», - рассказывает композитор Сергей Невский.

Английский контртенор Дэниэль Китинг Робертс три недели готовил партию Франциска. Для него лаборатория современной оперы авантюра – а он за эксперимент.

«Я сам довольно молодой. У молодых больше энергии, больше драйва, интереснее работать – никогда не знаешь, чем все это закончится», - признается контртенор Дэниэль Китинг Роберс (Великобритания).

17 студентов Школы-студии МХАТ впервые получили одну роль на всех. Монолог Франциска читают по очереди.

«Артист драматический должен существовать и в музыкальной композиции. Сложно было сработаться с оркестром, вступать, кому-то было сложно, музыка сложная, необычная», - рассказывают студенты Школы-студии МХАТ Максим Стоянов и Вера Шпак.

«Франциск» - дипломная работа выпускника РАТИ – Владимира Бочарова. Верит с трудом, что спектакль на сцене Большого. Пока судьба «Франциска» под вопросом - войдет ли он в репертуар, зависит от премьерных показов – ведь даже эти пятьдесят три минуты многим даются с трудом.

Читайте также:

Опера «Франциск» – первый эксперимент «Лаборатории современной оперы»