10.08.2011 | 19:30

В погоне за "Золотой ладьей"

На кинофестивале «Окно в Европу» сегодня  проходит один из самых ожидаемых показов. Фильм «Борис Годунов» Владимира Мирзоева еще задолго выборгского смотра назвали одной из самых громких премьер киносезона. Современную версию царя Бориса режиссер задумал еще в 1997 году. Весь съемочный период держался в секрете от журналистов: Мирзоев не давал интервью, отказался от подогревающей интерес рекламы. Интригу держали до конца. Сегодня, наконец, «Борис Годунов» представлен зрителям и членам жюри фестиваля в Выборге. Им предстоит решить, есть ли у фильма конкуренты. Рассказывают «Новости культуры».

За несколько часов до показа Владимир Мирзоев удивительно спокоен. В его «Годунове» нет ни кремлевских палат, ни наклеенных бород, царские указы читают с экрана айфона, Гришка Отрепьев о духе народа своего говорит в бассейне, сам Годунов в костюме и галстуке.

Мирзоев впервые вывел Пушкина из душных интерьеров, даже немного сократил текст, и вдруг классические строки зазвучали среди лимузинов, танков и велотренажеров. Мирзоев сразу решил: своего «Годунова» будет снимать только так. Хотел сделать не историческое кино, а искать смыслы в самой истории, дать ответы на эти вечные для России вопросы. 

«Если так очень коротко сформулировать, что же это за вопросы, то, наверное, это некое очень сложное взаимоотношение не просто власти и народа, а человека в истории. Человек, облеченный властью в истории, человек, не облеченный властью, но стремящийся к ней. Человек, который жертвует свой нравственностью, своей бессмертной душой для достижения вполне конкретных целей», – поясняет режиссер.

Выборг вне конкурса в эти дни отмечает юбилей картины, в которой речь тоже шла о власти, но уже в руках мальчика. Прогремевший 25 лет назад «Плюмбум» Вадима Абдрашитова взбудоражил и испугал.

Кем был герой под псевдонимом Свинец – об этом говорили за круглым столом. Чем вообще стала перестройка в кино, каковы ее результаты? Критики и режиссеры единодушны только в одном: каким бы ни был тогда «Плюмбум», сегодня в кино героя нет вообще.

«Если понимать это как активного, действующего персонажа, который добивается своего и в связи с этим действует, тем самым обеспечивает сюжет, то такого героя не существует», – полагает Вадим Абдрашитов.

Дебютант в полном метре Вячеслав Златопольский уверен: герои есть всегда. В его «Доме ветра» это дворник в инфекционной больнице. Женщина, вдруг узнавшая, что ее пропавший без вести сын все же погиб. Но рядом еще живет смертельно больной, никому не нужный мальчик. Так может его она, если не вылечит, то хотя проводит достойно.

Об одиночестве, пустоте, вере людей и вере в людей рассказывает этот фильм. В нем, кажется, вообще нет отрицательных персонажей, но лишь один, желая сделать добро, пойдет до конца.

Сыгравший одну из главных ролей Валерий Баринов признает, что долго ждал такого сценария.

«Я в последнее время очень много говорю о том, что у нас нет положительного героя. К великому сожалению, он куда-то исчез. А это отнимает у кинематографа одну из важных задач. Мы все вскрываем, вскрываем недостатки, и мы уже не видим света впереди, а должен быть даже не свет, а вариант», – говорит актер.

Каждый фильм, кроме жюри, оценивают зрители. После просмотра сдают специальную анкету. Указывают пол, возраст, являются ли кинематографистами и главное – сколько ставят баллов.

Даже после того как фильм показан, у жюри и у зрителей уже есть какое-то мнение, конкурсанты все равно остаются в напряжении. У гостиницы, где живет большинство, стоят «драккары» – от древнескандинавского «дракон» и «корабль». Уже не те, что подарил городу снявший их в своем фильме Станислав Ростоцкий, новоделы. Но именно они и являются символом и призом фестиваля. Итоги заплыва за «Золотой ладьей» станут известны в субботу.

Все материалы о фестивале в Выборге>>>