01.11.2013 | 11:24

Предметный мир восточного и западного христианства середины XIX - начала XX века - на новой выставке

Религия – это мировоззрение, религия – это слово, религия – это канон, и религия – это предметы, по канону изготовленные. Последним посвящена выставка в Музее современной истории России. Она представляет литургические облачения и церковную утварь восточного и западного христианства за последние полтора века. Её организаторы намеревались продемонстрировать, что православие и католицизм – части одного целого. Предложено увидеть их в обратной перспективе, сообразно той изобразительной системе, которая широко использовалась и в Европе, и на Руси. Обратная перспектива позволяет смотрящему разглядеть невидимые в реальности грани изображённого. Рассказывают «Новости культуры». 

В экспозиции - саккос – литургическое облачение ручной работы, сшит специально для интронизации первого Патриарха Московского и Всея Руси после восстановления патриаршества - Тихона. Облачение выполнено в традиционных древнерусских техниках с изображением московских митрополитов Петра, Филиппа, Ионы.... Здесь же куколь патриарха и его посох.

«Это епископский посох, который был подарен верующими патриарху Тихону в 1923 году после того, как он вышел из тюрьмы ГПУ, где он пребывал под следствием во время антицерковных репрессий советской власти», - рассказывает куратор выставки Никита Аникин.


Облачение в романском стиле, датированное XIX веком, рассказывает католический священник Игорь Чабанов, надевали на службу, когда почитали мучеников, потому в нем столько красного. Сейчас такие почти не используются – уступили место ризам готического покроя. Священник рассказывает о случае в Соловецких лагерях. Там в 20-е – 30-е годы в заключении были и православные, и католические священники. Но литургию служить не могли - не было вина.

«И вот интересно, что к Пасхе обычно присылали изюм в посылках. Когда присылали кому из священников православных, когда кому-то из католических, на Пасху изюмом все друг с другом делились, для того, чтобы из него сделать какое-то вино», - отмечает священник, сотрудник Апостольской нунциатуры в Российской Федерации Игорь Чабанов.

Облачения православные и католические здесь не просто представили в одном зале, организаторы решили их даже хронологически не разделять.

«Это очень хорошая идея. Это нам показывает, что то, что нас объединяет, это значительно больше, чем то, что нас разъединяет», - считает сотрудник отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Иоанн (Гуайта).

«Если простые люди смотрят на эти облачения, сразу станет очевидно, что единство существует и существует через красоту разных традиций», - заметил советник по культуре Посольства Италии, директор Итальянского института культуры в Москве Адриано Дель Аста.

У католиков – кружева, у православных - парча. Но издалека близость двух конфессий становится очевидной. Это эффект обратной перспективы - старинного художественного приёма.
«Если вы обратите внимание на такую известную икону, как Троица Рублёва, то вы увидите, что изображение стола развёрнуто к зрителю. Это специальный такой приём, который бы дополнительно указывал и подчёркивал значение тех предметов, или той архитектуры, в которой находится эта икона», - объясняет генеральный директор музея современной истории России Сергей Архангелов.

Портреты патриархов и понтификов, их фотографии, дароносицы и билет на ту самую интронизацию владыки Тихона – всего более 60 экспонатов, охватывающих более чем столетие.


Новости культуры