31.10.2013 | 19:43

"Романовы - царственные покровители искусства"

Убедительные доказательства вклада царской династии в развитие русской культуры представлены на выставке в Петербурге. Она посвящена истории того, как Романовы покровительствовали искусствам. Рассказывают "Новости культуры".

Шторы задернуты, окна заклеены бумагой. Устав Академии художеств, подписанный Екатериной Второй, редко выносят на свет. Он вреден для хрупкого пергамента. К знаковому документу здесь особо трепетное отношение. В годы революции рукопись вывезли из Петрограда. Из-за неразберихи в реестре устав "потерялся" на семьдесят с лишним лет. Найти помогла, случайная фраза, брошенная в разговоре с музейщиками Московского Кремля.

"Они скромно сказали, что "у нас в библиотеке хранится ваш академический устав". Ну и после семи лет переписки, просьб и обращений мы смогли совершить внутримузейный обмен", – говорит хранитель фонда рисунков научно-исследовательского музея Российской академии художеств Елена Плюснина

Эту выставку хотели открыть еще сто лет назад, в честь 300-летия дома Романовых. Но не сложилось – нестыковки в организации, переносы, длительный отъезд императора. Век спустя экспозицию удалось восстановить, хотя только на треть от первоначального объема. Сейчас она выстроена как путешествие во времени от одного царствования к другому. Каждая из венценосных особ по-своему повлияла на культуру России. Романовы были главными покровителями искусств. 

"Они выступали как заказчики, они выступали как дарители. Они дарили ценнейшие экспонаты, покупая их в Европе. Они дарили в том числе Академии художеств, и наш музей пополнялся благодаря императорам", – поясняет заместитель директора по научной работе научно-исследовательского музея Российской академии художеств Вероника Богдан.

За рисунки Шарля-Луи Клериссо с видами древнего Рима Екатерина Вторая отдала целое состояние. Еще императрица купила тридцать четыре главные достопримечательности вечного города в миниатюре. Модели из пробкового дерева создал Антонио Кикки. Они выставляются впервые. Такой полной коллекции нет даже в Италии, на родине мастера. На европейских выставках к пробковым руинам выстраиваются очереди.

"Модели пользуются огромным успехом, интересом. Едут посетители со всего мира, чтобы их увидеть. Издаются каталоги, книги, посвященные этим моделям. А мы сегодня видим на нашей выставке десять экспонатов из этой уникальной коллекции", – заверяет хранитель архитектурной графики и архитектурных моделей музея Российской академии художеств Екатерина Савинова.

В Академии художеств уже обдумывают концепцию новой выставки. Ее посвятят Таврическому дворцу. На это специалистов вдохновили музы трагедии и комедии. Стенные панно когда-то украшали дворец. В начале прошлого века, во время реконструкции, их сняли. Почти сто лет музы лежали в запасниках. Это их первое появление на публике после реставрации.

Новости культуры