31.10.2013 | 10:40

Серию концертов в Сеуле дал известный скрипач и дирижер Максим Федотов

В списках лауреатов престижных музыкальных конкурсов все чаще встречаются имена представителей Южной Кореи. В основе этих достижений – уважение к традициям и, одновременно, готовность к новому в искусстве. В успехах южнокорейских исполнителей есть и заслуга музыкантов из России. Они щедро делятся секретами мастерства с молодыми талантами – и во время учёбы в нашей стране, и потом – в их самостоятельной творческой жизни. Максим Федотов, лауреат конкурса имени Чайковского, скрипач, педагог, руководитель камерного оркестра «Виртуозы России» при поддержке Ассоциации лауреатов конкурса имени Чайковского только что выступал и давал мастер-классы в Сеуле. Рассказывают «Новости культуры».

Афиши в Корее можно увидеть не только на стенах, но и на асфальте – чтобы в буквальном смысле не пройти мимо. В Ичхоне – городке под Сеулом – концерт «Виртуозов России» проходит в культурном комплексе Трайбоул. Сконструированный в виде тарелки, он словно висит над прудом с лотосами и символизирует гармонию трех стихий – неба, моря и суши. Музыканты говорят: пока репетировали, казалось, пол слегка покачивался. Однако акустика удивила приятно. В программе – Вивальди, Пьяццола и Чайковский. На последнем особенно настаивала корейская сторона.

«Я вижу этот процесс годами, – рассказывает Максим Федотов. – Они все серьезнее и серьезнее понимают – изнутри – всю глубину русской музыки. Вот это приятно и даже интересно: они по новому как-то смотрят, и по тем вопросам, которые даже задаются ими – о фразировках, трактовках, чувствуется, что процесс очень сильно идет – в нашем направлении. Так что у нас есть конкуренты».

На вечернем концерте – много детей. Ведут себя безупречно. Их родители уверены: любовь к классической музыке нужно прививать с младых ногтей. Выступление российских музыкантов – отличная возможность. Хёнджи Чо не выпускает из рук карандаша. Она учится одновременно в музыкальной и художественной школе.

«Я еще не решила, кем именно стану. Музыку люблю очень. Сегодня мне особенно понравилась скрипачка», – признается девочка.

Интерес к классической музыке в Корее посещением концертов не исчерпывается. В последнее время упорные в работе корейцы все чаще становятся лауреатами престижных международных конкурсов. Тому есть причины.

В центре Сеула расположен гуманитарный университет Ихва. Его название с корейского переводится как «цветок». Здесь находится один из самых популярных в стране музыкальных факультетов. Одновременно на нем учится более тысячи студентов, а точнее – студенток.

Ихва – университет женский. Когда он был основан в конце XIX века американской миссионеркой, здесь преподавали три предмета: английский, музыку и ведение домашнего хозяйства. Свой нынешний статус Университета Ихва получил сразу после освобождения Кореи в августе 45-го, став первым в корейской истории официально организованным вузом. С тех пор его престиж рос стремительно. Ихву окончили первая корейская женщина-врач, юрист и даже – первая женщина-премьер-министр. Музыкальный факультет появился вскоре после войны и сразу стал пользоваться популярностью.
«Мы очень гордимся, что благодаря, и нашим усилиям, в Корее процветает музыкальная культура, – отмечает декан Музыкального факультета Университета Ихва Янг Лим Хэм. – В стране много оркестров, в которых играют наши выпускницы. Поэтому их состав на 50, а иногда и на 80% – женский. После войны многие матери стремились дать девочкам именно музыкальное образование. Сейчас пик моды прошел, однако желающих учиться у нас по-прежнему много. Конкурс – три человека на место».

В университете есть собственный оркестр, разумеется, женский. Играют классику – мировую и корейскую. Не редко используют народные корейские инструменты. Самый популярный из них – вот этот. Мужская версия называется комунго, обладает шестью струнами, и играют на нем специальной палочкой. Еще есть женский вариант – каягым – 12 струн и игра руками.

«Мы, конечно же, играем и очень современную музыку, – рассказывает главный дирижер оркестра женского Университета Ихва профессор Ки-Сан Санг. – Недавно выступали на международном конкурсе композиторов, играли музыку нашего современника и вошли с нею в пятерку финалистов».

Формировать современные музыкальные тенденции в Корее помогают ведущие музыканты мира. Они приезжают сюда давать мастер-классы. Корейские студенты – находка для преподавателей.

«Сколько мне доводилось заниматься с молодыми корейскими виртуозами, я всякий раз даже с некоторой завистью видел, как быстро и легко все это схватывается и главное, что они хотят этого, – говорит максим Федотов. – Они этим живут и отношение к нашей профессии здесь исключительное».

Современный Сеул – столица Кореи – сам по себе доказательство гигантского экономического рывка, который сделала страна за несколько последних десятилетий., прошедших после войны. Недаром корейцы работают почти без выходных, а отпуск у них – всего 7 дней в году. Архитектура города объединяет в себе все современные тенденции мегаполисов мира. И если правда, что архитектура – это застывшая музыка, то Сеул – яркий авангардист. Однако от мировых тенденций в классической музыке отставать тоже явно не собирается.

Новости культуры