11.08.2011 | 12:16

Мелодии корейского императорского двора в Москве

Культурная политика «просвещенной монархии» в разных странах имеет свои особенности. Императоры средневековой Кореи следовали принципу Конфуция - музыка помогает управлению страной, смягчая нравы и правителей, и подчиненных. Услышать ритуальную конфуцианскую музыку, прежде исполнявшуюся только для членов императорской династии, в современном Сеуле можно дважды в год. В Москве «мелодии корейского двора» прозвучали на одном из вечеров летнего музыкального фестиваля «Собираем друзей». Рассказывают «Новости культуры».

Аспирантка московской консерватории Марина Вавилова не только изучает корейскую культуру в теории, но и учится играть на инструментах. Уже освоила каягым (корейскую цитру), и несколько разновидностей флейты.

«Нам повезло, что эта группа приезжает на длительный срок, и показывают настоящую корейскую музыку, сами ей увлечены и уже неплохие педагоги», - говорит Марина Вавилова.

В ансамбле «Хан-сори» - пять человек, все они учатся в университете Чоннам на отделении национальной музыки. Европейскую музыкальную культуру там не изучают, ни на рояле, ни на скрипке они играть не умеют, все внимание только родной музыке и национальным инструментам.

«Каждый играет на нескольких инструментах, – рассказывает участница ансамбля Ким Со ін. – Один основной и еще три или четыре. У меня главный инструмент пхири, а помимо него еще ударные».

Корейская традиционная музыка это шаманство, переведенное в ранг высокого искусства, говорит профессор консерватории, руководитель фестиваля Маргарита Каратыгина.

«Все тесно связано – слово, жест, росчерк каллиграфического письма, цвет, все символически, даже запах, не все у нас представлено, но музыканты выучены в определенной пластике, так они и играют. Движения не просто картинные, не для того, чтобы любовались», – говорит руководитель фестиваля Маргарита Каратыгина.

Понять смыслы и символы, зашифрованные в этой музыке, даже в Корее могут не все. Для иноземцев это и вовсе непостижимо, но не поддаться магической притягательности корейской традиционной музыки невозможно.