13.09.2012 | 10:52

На сцене театра имени Вахтангова состоялся юбилейный показ спектакля "Дядюшкин сон"

Солидные юбилеи случаются и у спектаклей. В театре имени Вахтангова в двухсотый раз давали «Дядюшкин сон» по Достоевскому. Режиссер Владимир Иванов поставил его в 2000-м году специально для Владимира Этуша. Это был бенефис народного артиста. Критики уже давно окрестили спектакль – «дорогим антиквариатом, подтверждающим вечную молодость старой доброй классики». Корреспонденты «Новостей культуры» побывали на юбилейной постановке.

Как и в прошлые 199 раз – аншлаг. Свободных мест на этом спектакле не бывает – говорят сотрудники театра. Так в чем же секрет долголетия «Дядюшкиного сна»? Режиссер спектакля Владимир Иванов уверен: в трех составляющих – хорошей драматургии, благодарном зрителе и блестящем актерском составе во главе с Владимиром Этушем.

«Так, как он играет – уже практически никто не может играть, это совсем уходящая натура, это совсем другая школа, – говорит режиссер Владимир Иванов. – Это другой способ существования, его очень сложно объяснить словами, но это такое личностное присутствие и такое внедрение роли в артиста и артиста в роль».

Спектакль в 2000-м ставился на артиста и для артиста. Не зря из появления на сцене Владимира Этуша в роли старого князя режиссер делает целое шоу: в зале зажигают свет, звучит оркестр, и вот он – народный и всеми любимый.

Старый князь у Достоевского – почти гоголевский, комичный: в накладных парике, усах, бакенбардах и даже эспаньолке, в корсете, с «поддельной ногой» и стеклянным глазом. Словом, собран будто из кусочков. Для Владимира Этуша – Князь – персонаж многогранный, да и сам спектакль глубоко философский.

«Там есть монолог такой у Князя: что я здесь делаю? Я играю этот спектакль ради вот этих последних строк», – признается Владимир Этуш.

Во время этого трогательного монолога каждый раз в зале повисает такая тишина, что актер вполне может говорить и шепотом – его услышат с любого ряда. В провинциальном Мордасове кипят нешуточные страсти. Первая дама городка – предприимчивая Марья Москалева – Мария Аронова – пытается выдать свою дочку за престарелого князя. Но сталкивается с множеством преград. Вот и дочь – Анна Дубровская – против. Каждый спектакль не похож на предыдущий: как умелый дирижер ритм и атмосферу задает Владимир Этуш.

«Владимир Абрамович задает тон своего образа каким-то таким легким, игривым, жизнерадостным, легкомысленным, – говорит актриса Анна Дубровская. – Если он вот такой, то и история строится вокруг такого князя. Если он мудрый, уставший, мрачный, понимающий, как его облапошивают в этом городе, в который он заехал, все понимающий, но продолжающий играть в эту игру – это уже другая история».

Историй за 12 лет получилось много, потому игра в этом спектакле – признаются актеры – не надоедает. А когда у режиссера Владимира Иванова спрашивают, что в театре Вахтангова нужно посмотреть непременно, – он без лишней скромности заявляет – «Дядюшкин сон».

200 показов за 12 лет – цифры внушительные для любого спектакля, но создателей «Дядюшкиного сна», кажется, больше впечатляет магия других чисел: в зале театра Вахтангова 1200 мест, значит: за все это время спектакль посмотрела почти четверть миллиона зрителей. Других рекомендаций и не требуется.

Читайте также:

Владимир Этуш в 200-й раз сыграет в своем бенефисном спектакле