11.08.2011 | 19:33

"Царские" подарки к юбилею Ораниенбаума

Ораниенбаум – одна из жемчужин петербургского «золотого кольца» – готовится отметить 300-летие. Восстанавливаются исторические строения музея-заповедника и его парк. А в Китайском дворце уже завершается работа над интерьерами. На прежнее место вернутся два стола, выполненные в технике флорентийской мозаики. Бесценный опыт царскосельских мастеров, вернувших миру Янтарную комнату, позволил вдохнуть в раритеты вторую жизнь. Рассказывают «Новости культуры».

Последние штрихи наносят любовно, не спеша. Похоже, реставраторам жаль расставаться со своей работой, но через несколько дней два мозаичных столика отправятся туда, где они в свое время появились по заказу Екатерины Второй. В Стеклярусный кабинет Китайского дворца. Уникальные образцы декоративно-прикладного искусства реставрируют янтарных дел мастера из Царского Села. Именно им доверили ценные предметы XVIII века.

«Надо сказать, что такого рода предметов, а это XVIII век, у нас очень мало. Надо сказать, что Россия – молодая страна, и если в Италии, во Франции это норма жизни, и XIV век не новость, то для нас это такие вещи раритетные. Надо сказать, сама техника применялась не очень часто», – отмечает директор Царскосельских янтарных мастерских, реставратор высшей категории Борис Игдалов.

Впервые смальту или цветное стекло в создании мебели стал применять Михаил Ломоносов. Блестящий ученый обладал еще и коммерческой жилкой. Он открыл под Ораниенбаумом фабрику. В дошедших до нас раритетах современные исследователи пытаются прочитать особый «код» Ломоносова.

Мозаичная столешница прошла сквозь века с небольшими потерями – это подтвердила ультразвуковая диагностика. Меньше повезло подстолью. Дерево повело, хрупкие кусочки декора осыпались, их кропотливо подбирали по цвету и химическому составу в смальтовой мастерской Академии художеств. Точные чертежи с описанием дефектор составили специалисты Петергофа.

«К сожалению, у нас не так много графического материала, который дает нам возможность сказать: да, мы сделали то же самое, что видели люди в конце XVIII века. Но исследования, которые можно провести в области фотографий, все это было сделано», – поясняет заместитель директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Тамара Носович.

Чтобы понять истинный цвет смальты после полировки, каждый образец смачивался водой. А для того, чтобы вырезать треугольники без повреждений, пришлось придумать специальный стеклорез. Теперь он стал  незаменимым инструментом в хозяйстве янтарной мастерской. Срочного дополнительного обсуждения потребовал полностью утраченный элемент. Его создают заново, а черно-белые фотографии не передают оттенки камня и стекла. Впрочем, времени на долгие дискуссии нет. Через десять дней мозаичные столы должны быть сданы « сначала на выставку в Эрмитаж, а затем уже в Китайский дворец. Там они будут блистать в честь 300-летия Ораниенбаума.