13.09.2012 | 11:08

В Москве открылся Центр документального кино DOC

Вывести неигровое кино из узкого профессионально круга к широкому зрителю, – такую цель ставит перед собой Центр документального кино DOC. Организаторы убеждены, интерес к кинодокументалистике растет – это подтверждают полные залы во время фестивальных показов. Вся проблема – в отсутствии в столице площадок, где можно было бы смотреть неигровое кино, а значит – погружаться в реальность. Такую возможность и обещает предоставить «Центр DOC». Рассказывают «Новости культуры».

На красной дорожке к мультимедийному пресс-центру пока без репортеров. Но это пока. Инициаторы Центра документального кино DOC всерьез собрались ввести в моду показы документального кино.

«Документальное кино на обочине, а им надо гордиться», – говорит руководитель Центра документального кино DOC Софья Гудкова.

В прошлом тележурналист, Софья Гудкова знает: на ТВ-реальность форматирована жестко, искажена редакционным заданием. Другое дело – документальная камера. Без гнева и пристрастия, медленно и неправильно она следит за медленной и неправильной жизнью. У этого искусства есть свой зритель – тот, кто действительно нуждается в информации о жизни других. На него и будет работать Центр документального кино DOC. Первый проект центра называется «Открытый показ». Общедоступный и бесплатный показ будет сопровождаться обсуждением. Обсуждение будет как раз форматным: часовым, со специально приглашенными гостями, вести его будет Катерина Гордеева – как и Софья Гудкова, тележурналист.

«Это будет в формате ток-шоу, – рассказывает она. – Но это форма свободной дискуссии, не монтажной».

Постоянной площадки у «Открытых показов» пока нет, но есть несколько дружественных – способных приютить. Показывать документальное кино на них будут пока раз в неделю. В программе ближайших месяцев фильмы о Ленинградской блокаде и китайском художнике Ай Вэйвэе, история о мальчике-аутисте «Антон тут рядом», режиссер Любовь Аркус, и сиквел новаторского пост-документального «Я тебя люблю» Александра Расторгуева и Павла Костомарова – «Я тебя не люблю». Отмечена на «Кинотавре». До проката пока не дошла. И хоть сегодня Костомаров-Расторгуев свой новый фильм выкладывают трехминутными роликами в Сеть, но показ по старинке – на большом экране – не кажется им напрасной суетой.

«Большой экран – это, все, таки важная вещь, – считает Павел Костомаров. – Как большое застолье, с другой энергией».

Приглашенные на первый «Открытый показ» отечественные документалисты оценили инициативу Софьи Гудковой и Катерины Гордеевой.

«Они хотят показывать, они хотят разговаривать, собирать вменяемую публику, и они хотят делать кино», – говорит кинорежиссер Марина Разбежкина.

«Говорить, что эта культурная инициатива в чистом виде является дистрибуцией, я бы не стал», – добавляет кинорежиссер Виталий Манский.

Тем не менее, организаторы Центра документального кино DOC надеются, что со временем у них появится собственная площадка, еженедельные показы станут ежедневными, а среда ценителей документального кино станет шире, разнообразней и осведомленней.