28.10.2013 | 19:55

Портреты Ман Рэя - впервые в России

Механизм Музея изобразительных искусств имени Пушкина по выпуску первоклассных выставок в этом сезоне работает безостановочно. "Ман Рэй. Портреты" – первая в России масштабная ретроспектива признанного классика мировой фотографии, более 100 работ из ведущих собраний Европы. Любопытно, что сам автор предпочитал проповедовать авангард в живописи, скульптуре, кино, а фотокамеру считал Золушкой, пригодной только для заработков. Время иначе расставило приоритеты. Рассказывают "Новости культуры".

Его настоящее имя – Эммануэль Радницкий. Его родители эмигрировали из России, сам он вырос в Бруклине, а настоящим художником стал в Париже в 20-е годы прошлого века. Марина Лошак не скрывает – выставку работ Ман Рэя ждали давно, но только сейчас удалось получить настоящие винтажные отпечатки художника из лучших музеев мира, частных коллекций и – главное – из центра Помпиду, ведь именно в Париже Ман Рэй впервые взял в руки камеру.

"Ман Рэй, создавая портрет, меняет наши представления о нем. Вот, например, портрет молодого Пикассо. Смотрите, какой он здесь сердитый, почти злой, решительный, будто бы знает, что станет великим художником ХХ века. Ман Рэй всегда будто бы в нужное время в нужном месте, и он всегда говорит с тем, кем надо", – отмечает директор Национальной портретной галереи Лондона Сэнди Нэирн

Среди собеседников Ман Рея – юный Сальвадор Дали, вдохновленный Ле Корбюзье и сердитый Сергей Эйзенштейн. И, конечно, музы. Самая знаменитая – Кики с Монпарнасса, она не только познакомила Ман Рэя со всеми художниками, но и на долгие годы стала его моделью, другом, любовницей. Скрипка Энгра – самая известная работа Ман Рэя и единственная фотография, где смешливая Кики не улыбается просто потому, что ее лица не видно. 

"Это никоим образом не портрет Кики, это не обнаженная натура, это оммаж Энгру – с одной стороны, обнаженное тело в тюрбане, Энгр очень любил писать одалисок, но Энгр, как известно, отлично играл на скрипке", – поясняет куратор выставки Ольга Аверьянова

После жизни в Париже Ман Рей переезжает в Америку – там его знают, но только как фотографа, художественные эксперименты не в счет. Ман Рэй обижается на всех и забывает на время про фотоаппарат – исключение делает для друзей или только ради больших гонораров. Так появляется серия голливудских див 40-х. Эти навыки съемки пригодятся Ман Рэю позже, когда он вернется во Францию в 1951 году – на этот раз навсегда. 

"Это портрет Катрин Денев 1968 года, он стал потом обложкой для Sunday Times. Здесь вы можете проследить всю жизнь Ман Рэя. Вот смотрите: серьги в виде спиралей отсылают нас к его ранним работам, он любил снимать спирали. Шахматная доска также встречается часто в его фотографиях. А позади Катрин стоит ширма, на ней 24 рисунка – так Манн Рэй считал дни разлуки со своей женой Жюльет Браунер, каждый день он создавал один кусочек этой ширмы", – рассказывает куратор выставки Теренс Петтер (Великобритания)

Он рисует то, что невозможно сфотографировать, он фотографирует то, что неинтересно рисовать. Действительно, зачем копировать вещь, если она уже существует? Ман Рэй каждый раз изобретает не просто новый способ видеть, но, кажется, и самого себя.

Вот его главный автопортрет – и правда вылитый Ман Рэй в молодости. Эксперименты с вещами, дружба с Дюшаном, Пикассо и Дали, Париж 1920-х и все, что потом назовут авангардом и прорывом в искусстве, только начинается. 

Новости культуры