28.10.2013 | 20:19

В столице Узбекистана завершилась Неделя искусств

В столице Узбекистана завершилась неделя искусств. Один из крупнейших национальных проектов проводится с 2006 года. Он объединяет международный театральный фестиваль, Ташкентскую биеннале современного искусства и кинофорум "Золотой гепард". Главную награду – статуэтку за лучший полнометражный фильм – в этом году получила картина из Турции "Сторожевая башня" режиссера Пелина Эсмера. Словом, оберегая традиции, Ташкент не чужд современных веяний. Рассказывают "Новости культуры".

Встреча, которую в Ташкенте ждали. Дойры заранее специально разогревали – звук тогда чище и звонче. За те несколько минут, пока Юрий Башмет поднимался по лестнице, показали, кажется, все, на что способен этот национальный ударный инструмент. Одно из самых известных еще с советских времен музыкальных учебных заведений Узбекистана – имени этнографа и композитора Виктора Успенского. У него даже есть свой юношеский симфонический оркестр – ребята уже играли на международных конкурсах, давали концерты за рубежом, но перед этой встречей волновались, как никогда еще в жизни. Но сразу концерта не получилось.

40-я симфония Моцарта шла тяжело  Башмет снова и снова игру останавливал. Говорил, что звук – это и есть язык, на котором разговаривает композитор, ставил руку, напевал, отрабатывал со всеми скрипками вместе, потом и вовсе с каждым музыкантом отдельно. 

Настоящий концерт Юрий Башмет и "Солисты Москвы" дали уже на открытии Недели искусств. Когда-то Дворец дружбы народов, а сейчас самый большой концертный зал Узбекистана  "Истиклол/Независимость". Ни одного свободного места, аплодисменты, которые долго потом еще не отпускали маэстро со сцены.

Другого российского участника Владимира Хотиненко на мастер-классе тоже встречали громко и сразу же спросили о том, что в Ташкенте мучило, видимо, многих – погибли подводники или выжили, как в фильме "72 метра" это задумывал сам режиссер? 

"Я снимал, что выживут. Тут через некоторое время показывают по телевидению фильм, и дошли до того момента, когда Маковецкий поднимается наверх, и мы прощаемся с ними. Наезд, такой коллективный портрет, и вдруг я к своему ужасу, а я ведь автор, я все это сделал сам, и вдруг я понимаю, что они все пропали – ну что это такое?" – задается вопросом мастер.

Его спрашивали о том, как снимал "Мусульманина", как работал над "Бесами", пересматривает ли вообще свои фильмы, и каково это быть в жюри Ташкентского кинофестиваля "Золотой гепард"?

Председатель жюри – китайский режиссер Чжан Юань  и вовсе, перед тем как назвать победителей взял перерыв, от кино решил отдохнуть. 

Основанный в VIII веке до нашей эры Самарканд, когда-то столица империи Тамерлана, династии тимуридов, знаковая точка на Великом шелковом пути. В эти дни Самарканд вновь стал центром, объединяющим разные народны и разные культуры, один из древнейших городов мира принимал гостей узбекской Недели искусств. 

Главная площадь Самарканда  Регистан, уникальный архитектурный ансамбль, сразу три медресе. Старейшее – возведенное еще Улугбеком, одним из самых известных астрономов Европы, внуком амира Тимура – того, кого называют еще Тамерланом. Их фамильная усыпальница здесь же. Как только Чжан Юань оказался внутри, уже больше не смотрел ни на что. Слепящий золотом орнамент, стены и купол в фигурах – сначала кажется, такое мог сделать лишь ювелир. 

"Это несколько слоев местной хлопковой бумаги, склеенной крахмалистым клеем. Вот эти вот крупные медальоны, угловые конструкции, звездчатый орнамент – все сделано из папье-маше", – поясняет старший научный сотрудник Самаркандского объединенного историко-архитектурного художественного музея-заповедника Гульбахор Абдурахманова.

Три вида орнамента на всех памятниках Самарканда  растения, геометрические фигуры и надписи. Снаружи тоже слова  сложенные особым образом кирпичи. Режиссер Чжан Юань потом признавался: об этом городе – остановке, на Великом шелковом пути из Китая в Европу – слышал еще со школы. Наконец-то увидел, когда в Узбекистан, на Неделю искусств, его привел уже другой путь – кино. 

Новости культуры