12.08.2011 | 10:36

"Игра в бисер" в музее-усадьбе "Останкино"

Столичный музей-усадьба «Останкино» пригласил своих посетителей на «Игру в бисер». Название выставки, посвященной истории бисерного рукоделия, отсылает к культовому роману Германа Гессе. В сюрреалистическом романе это было развлечением интеллектуальной элиты. А в реальной жизни бисерное рукоделие, напротив, служило самым бытовым целям. В новой экспозиции – около двухсот предметов из останкинского собрания и частных коллекций. Рассказывают «Новости культуры».

Крохотные чехлы для наперстка, рядом огромные бисерные панно. На создание таких изделий у рукодельниц уходило от нескольких месяцев до нескольких лет. В числе раритетных произведений выставки – картины из бисера на воске. Мода на такие мозаики началась в эпоху рококо. Но воск – материал недолговечный и работ, выполненных в этой технике, сохранилось немного.

«Если в других техниках дырочек не видно, здесь бисеринка дырочкой кверху, она видна. Отличить легко, даже если не знаешь, что это воск», – рассказывает куратор выставки Ирина Ефимова.

В экспозиции представлено платье из тюля, расшитого бисером, в неоклассическом стиле. Вечерний наряд эпохи Серебряного века. Кому он принадлежал – неизвестно. Судя по размеру – прекрасная дама отсутствием аппетита не страдала. Один из элементов украшения – цветы. Что традиционно для изделий из бисера. Многие из этих экспонатов делали в подарок и в некоторых из рисунков зашифрованы послания.

«По первым буквам названий цветов можно было прочитать слово. Популярен был император Александр Первый и часто имя Александр было зашифровано в цветочных букетах», – говорит Ирина Ефимова.

Большинство рукодельниц выписывали бисер из-за границы. Миниатюрные бусины продавались не россыпью, а в виде так называемых «бунтиков» – маленьких связок из 10-20 нитей, как, например, изделия венецианской фирмы, сделанные в начале ХХ века, которые можно увидеть на выставке. Как правило, мастерица использовала в вышивке до 35 оттенков бисера.

«Есть сорт бисера, реставраторы его знают: это светло-голубой, – рассказывает коллекционер Елена Юрова. – Когда-то ошиблись в рецептуре, и этот бисер разлагается: мутнеет, зеленеет и рассыпается».

В результате, если при создании панно использовали несколько оттенков синего и голубого, то светло-голубой бисер оказывается утрачен. Остальные бусины, по словам коллекционеров, настолько крепкие, что будут сверкать еще не одно столетие.