25.10.2013 | 16:37

Выставка работ Леонида Чупятова

В залах галереи «Наши художники» открылась выставка Леонида Чупятова. Имя этого автора широкой публике едва ли известно, а вот на крупных аукционах его работы в последние годы появляются часто. Кстати, картины Чупятова были в доме Дмитрия Лихачёва, академик высоко отзывался о мастере. При этом сведения о жизни и творчестве художника, погибшего в 41-м, носят фрагментарный характер. Эта выставка – первая персональная. Рассказывают «Новости культуры». 

Леонид Чупятов творил в первой половине XX века. Но сегодня его работы – большая редкость. Половина картин сгорела после смерти художника, во время Второй мировой войны. Остальные оказались раскиданы по всей стране: для выставки организаторы собрали картины из трех музеев и 20 частных коллекций. Леонид Чупятов был одним из лучших учеников Кузьмы Петрова-Водкина. Картина «Голова с пейзажем» написана на одном из его уроков. Формулировка Петрова-Водкина: «портрет больше, чем натура». Чупятов впитал в себя основные принципы мастера, и продолжил эксперименты с соотношением формы и пространства. Таким образом, возникла его собственная манера изображения: «ракурс Чупятова».

«Он говорил, что человек, поворачивая на улице свое тело в разные стороны, может видеть окружающие его предметы с разных углов, с разных ракурсом, а попадая в музей, он стеснен, и задача художника быть агентом видения зрителя вести его в картину», - рассказывает куратор выставки, владелица галереи Наталья Курникова.

Чупятов написал исследование «Путь подлинного реализма в живописи», проиллюстрировав его своими работами. Новые ракурсы, искривленные перспективы. Эти приемы можно увидеть в картинах «Лестница», «Автопортрет», «Красильщик» и многих других. 

 «Он работает на сочетании форм, чтобы показать, что мир очень сложен, и все предметы живут во взаимодействии, обмениваются импульсами своих форм, своих движений, вот и он избирает для этого такие непривычные формы», - объясняет заведующая отделом графики XX века в Третьяковской галерее Наталия Адаскина. 

Несмотря на цензуру, художник даже в советское время находил место на своих полотнах для библейских сюжетов. 

Одна из самых известных и важных работ Чупятова - это «Покров богоматери над осажденным городом». Эта картина, по сути, является символом блокадного Ленинграда. Ведь художник писал ее в 41-м году, когда находился в блокаде, и когда горели склады с продовольствием. На этой картине он изобразил Богоматерь, которая пытается защитить, накрыть своим покровом, своим плащом измученный народ. 

Самого художника картина не спасла – вместе с семьей Чупятов скончался от голода во время блокады. Но его творчество и идеи оказались актуальны больше, чем через полвека: искусство взглянуть на обычные вещи под необычным углом, поменять привычный ракурс – кредо любого успешного фотографа, кинематографиста или дизайнера.

Новости культуры