12.08.2011 | 19:34

Подарок маэстро Гергиева культурной столице Европы

Фестиваль классической музыки в Турку – один из старейших и популярных в Европе – в этом году приобрел особый блеск. Во-первых, финский город назван культурной столицей Европы. Во-вторых, звучащие на смотре произведения объединили общей темой – «свет». А потому приезд Мариинского театра и его художественного руководителя ждали с особым нетерпением. Выступление петербуржцев анонсировали такими словами: «Нет другого человека, который на сцене так светится изнутри и сам излучает сияние, как Валерий Гергиев». Рассказывают «Новости культуры».

Он на ходу спрашивает – «Отдохнуть успели?», и мимо бесчисленных коробок с реквизитом спешит на репетицию. Вообще Мариинка сейчас в отпуске, но музыкальный фестиваль в старейшем финском городе Турку Валерий Гергиев и руководимый им театр пропустить не могли. Турку в этом году удостоен звания культурной столицы Европы. К тому же это уже традиция – на гастроли сюда петербуржцы ездят уже почти 20 лет.

«Это высоко развитая музыкально страна. Не надо думать, что, раз тут живет народу столько же, сколько в одном Санкт-Петербурге, то это музыкальная периферия. Это очень-очень продвинутая музыкальная, я бы назвал, общность», – подчеркивает маэстро.

В пустом зале с появлением главного дирижера воцаряется тишина. Слышно даже, как музыканты переворачивают ноты. На сцене – концертная версия оперы Штрауса «Ариадна на Наксосе». Премьера постановки прошла в Петербурге весной, и теперь ее впервые вывезли за рубеж. Для Марии Максаковой это первые гастроли в качестве солистки Мариинского театра. У нее одна из главных партий.

«У меня больше всего волнение – какое впечатление я произведу на Валерия Абиссаловича Гергиева. Это самое большое волнение в моей жизни, независимо от того, в какой стране я нахожусь, в каком зале. Он гениален!» – признается певица.

Это произведение сложное для любого вокалиста: почти два часа, много «скачков» и речевых диалогов на немецком – в Турку опера звучит на языке оригинала впервые, в России постановка шла на русском. 

«Когда на первое место выходит слово, а не нота, не вокал, то для вокалиста это достаточно сложно, потому что надо отказать себе в желании попеть», – продолжает Мария Максакова.

Отказать себе в желании попеть, с ее редким колоратурным меццо-сопрано, довольно сложно. И зал, кажется, только этого и ждет.

Сколько именно человек пришли посмотреть на взлетающие над пюпитром руки Валерия Гергиева, посчитать легко: в концертном холле Турку – ровно тысяча мест. И все они заняты.

«Когда на сцене Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра, уже в начале концерта в воздухе чувствуются разряды тока, и зал загорается. Мы стремимся к совершенству, поэтому пригласили сюда лучших людей в мире», – подчеркивает художественный руководитель фестиваля Топи Лехтипуу.

В этом зале все по-скандинавски просто, и даже несколько аскетично. Но каждый из солистов отметил прекрасную акустику. Аплодисменты, которыми благодарили Мариинку, эта акустика тоже прекрасно передавала.

Читайте также:
Средневековый город, или музей современного искусства под открытым небом