24.10.2013 | 11:23

Музей будущего: формула успеха

23 октября в Москве, на конференции в Музее архитектуры, эксперты выводили формулу успеха музея будущего, способного завоевать любовь публики. Смена привычного имиджа – это всегда рекомендуют психологи в случае охлаждения отношений. А ещё надо уметь подстраиваться под запросы, если не сказать, капризы посетителей. Это приходится делать даже такому титану музейной сферы, как Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Стало известно о намерении властей столицы объявить новый архитектурный конкурс на реконструкцию Пушкинского. К каким выводам пришли участники конференции, сообщают «Новости культуры». 

Идея конференции, где различные музеи делятся своим позитивным опытом, возникла здесь – в Музее архитектуры имени Щусева. Когда разрабатывали и придумывали свою концепцию развития. Стало интересно? а возможно ли сегодня вывести формулу успеха музея, и какова она?

В последнее время пространство музеев и выставок радикально изменилось. Музеи вышли в городскую среду и природный ландшафт, освоили памятники архитектуры и заброшенные промышленные сооружения. Смелые и нестандартные идеи активно воплощают в жизнь. «И это при том, - подчеркивает Ирина Коробьина, что государственные и муниципальные музеи в крайне сложном положении».

«Можно попытки колоссальных усилий по развитию сравнить с борьбой за олимпийское золото в соляной кислоте. Потому что велика сила инерции, малобюджетное финансирование, на которые существуют государственные, не частные музеи. Связаны руки многочисленными ограничениями», - отмечает директор музея архитектуры имени А.В. Щусева Ирина Коробьина.

Здесь те, кто в таких условиях умудряются работать успешно, и своими результатами могут гордиться. Или вскоре смогут. Как Наталья Абакумова - директор музея «Новый Иерусалим». Все 93 года он находился на территории монастыря. Теперь им предстоит переехать в новый комплекс и заново освоить 28 тысяч квадратных метров.

«Предусмотрены не только традиционные экспозиционные площади, а их около 10 тысяч квадратных метров. Но и современная инфраструктура – это и музейное кафе, и современный многофункциональный конференц-зал с возможностью синхронного перевода, детский центр», - говорит директор историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» Наталья Абакумова.

Всё впереди и у Политехнического. Но послушав Юлию Шахновскую, и не скажешь, что её музей – на реконструкции. Его глобальная трансформация идет полным ходом. Пусть и на временных площадках они запускают массу проектов – недавно их насчитали 28 одновременно. В восторге и дети, и родители! Фестиваль научного кино или «Университет детей».

«Проект, который придумали в Польше, позволяет, во-первых, ребенку, школьнику оказаться в университетской, научной среде. Взаимодействовать с профессорами и учеными мирового уровня, при этом познавая то же, что они проходят в школе», - объясняет директор Политехнического музея Юлия Шахновская.

Необычный гость конференции – Сергей Десятов. Единственный здесь директор негосударственной площадки ARTPLAY. Уже 10 лет отвечает на вопрос, как культура может зарабатывать? Коммерческие проекты совмещает с бесплатными.

«Если мы возьмем нашу огромную территорию и посчитаем, что если б мы её просто сдали под офисы, магазины или под что-нибудь ещё, то в среднем собственник получал бы меньше денег, чем он получает, когда есть культурная жизнь, выставки, мероприятия, много народу, счастливой молодежи», - отмечает директор московского Центра дизайна ARTPLAY Сергей Десятов.

Важнейший итог конференции – DVD-диск. Видео-презентации самых успешных музеев России, монологи идеологов арт-кластеров, архитекторов и директоров площадок и галерей. Этот диск отправится и в регионы. Будет вдохновлять музеи отдаленные, которым приходится куда тяжелей, чем столичным.

Новости культуры