23.10.2013 | 10:15

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения композитора и джазмена Юрия Саульского

По образованию классический музыкант, он всегда открывал своё сердце и другой музыке – року и джазу, считая, что дело не в направлении и стиле, а лишь в таланте. На протяжении почти полувека имя композитора Юрия Саульского оставалось синонимом шлягера. Его песни «Черный кот», «Татьянин день» и «Тополиный пух» пела вся страна – от Москвы до Дальнего Востока. Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения маэстро. Рассказывают «Новости культуры».

Вопреки суевериям, Юрию Саульскому «Черный кот» принес удачу. Задорную песенку на стихи Михаила Танича он написал буквально за полчаса. Позже назвал её «моей девятой симфонией Бетховена». После того, как в 63-м её исполнили в радиопрограмме «С добрым утром», песню запели все. Первой ее исполнила Тамара Миансарова. Вскоре «Черный кот» зазвучал на польском, немецком и чешском языках. На танцплощадках Советского Союза молодежь отплясывала под нее твист.

«Другие песни, может, быть и не хуже, забывались, пропадали, а этот цеплялся своими лапами и не хотел уходить», – вспоминает Тамара Миансарова.

Саульского называли «человек-шлягер», «человек-джаз». «Джаз – это моя музыка на всю жизнь», – говорил композитор. На волне своей популярности, в 66-м Юрий Саульский основал «ВИО-66», где играли лучшие джазмены того времени. Среди них – Алексей Козлов. Музыкант убежден, его творческая судьба сложилась во многом благодаря Юрию Сергеевичу. Сначала в «ВИО-66», затем в первом советском джаз-роковом коллективе «Арсенал».

«Если бы не Саульский, “Арсенала” бы не было, – убежден Алексей Козлов. – Он нам помог выбраться из глухого подполья. Нас запретили на всех уровнях, и он сделал так, чтобы комиссия, которая нас прослушивала, чтоб нам дать рекомендации для филармонической работы, пригласила его. И он выступил таким образом, чтобы после него уже нельзя было ничего против нас сказать».

Он все время менял жанры, говорил: многообразие мне не мешает. Руководил оркестром, дирижировал, заседал в жюри джазовых фестивалей, сочинял музыку к фильмам и мюзиклам.

С Олегом Анофриевым Саульский работал над фильмом «Девушка с гитарой». Именно песню Саульского актер впервые исполнил с экрана.

«Юрий Сергеевич – теоретик музыки вначале, а потом очень хороший композитор, – говорит Олег Анофриев. – Я знал его, как веселого, остроумного, вечно стремящегося куда-то человека».

В его сутках были те же 24 часа, что и у других людей. Но казалось, его личное время течет по-другому. Одна из его любимых фраз: «Если у других не получается, я это должен сделать».

«Для того, чтобы быть организатором, продюсером, продвигать свои проекты нужно быть таким экспансивным экстравертом, а для того, чтобы получалось заниматься творчеством нужно что-то совсем противоположное, – говорит сын композитора Роман Саульский. – Конфликт двух начал в нем, конечно, был, такое впечатление, что экстраверт побеждал».

Легкий в общении, серьезный и основательный – когда дело касалось любимой работы. Юрий Саульский заряжал своей творческой энергией окружающих, и каждый новый день расценивал как старт.

«Джазовые импровизации одной судьбы». Этот документальный фильм, посвященный 85-летию со дня рождения Юрия Саульского, смотрите в эфире нашего канала в воскресенье, 27 октября, в 16.05.

Новости культуры