15.08.2011 | 11:34

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева. Широта творческого диапазона композитора поражает. Он писал музыку к фильмам, оперы, балеты, органные концерты, фортепианные пьесы, вокальные циклы. Причем с годами его сочинения становятся все более востребованными – так не хватает современной музыке таривердиевской нежности и лиричности. Рассказывают «Новости культуры».

Микаэл Таривердиев – целая эпоха в советской музыке. Его мелодии вошли в нашу жизнь в 60-х, поразив лирической интимной интонацией, так непохожей на то, что звучало в радио и телеэфире.

Родился и вырос Таривердиев в Тбилиси, там закончил музыкальное училище. Затем была Москва, Гнесинский институт, класс Арама Хачатуряна. Не менее важными для композитора оказались и уроки жизни.

«Они в детстве играли во дворе, поджаривали жука, шла мама, которая его обожала, и когда она это увидела, она его палец засунула в огонь и подержала, сказала, жуку так же больно. Понимать, что другим бывает больно, сострадать этой боли, это один из важных уроков Сато Григорьевны», – вспоминает музыковед Вера Таривердиева, вдова М.Таривердиева.

Умение сочувствовать – редкий дар Таривердиева.

«Он был очень гармоничен, – говорит органист Алексей Паршин. – Эта гармоничность заключалось в том, что его сущностные качества неразрывно связаны с тем, что выражала его музыка. Необычайная искренность, возвышенность, стремление к глубинным, сердечным познаниям через музыку».

Друзья называли Таривердиева «живой классик», он в ответ отшучивался – «полуживой романтик». Романтиком он был не только в искусстве. Если спорт, то виндсерфинг или водные лыжи, если фотографии, то только любимых женщин. Искусством ХХ века Таривердиев считал кино, даже говорил, если бы Моцарт жил в наше время, писал бы для кино.

«В кинематограф он пришел совсем молодым человеком, еще будучи студентом института имени Гнесиных, его нашли случайно Михаил Калик, Эдик Абалов и Эльдар Шенгелая, она искали композитора для курсовой работы», – рассказывает Вера Таривердиева.

Таривердиев стал рекордсменом кинематографа. Создал саундтреки к 132-м фильмам! Киномузыка принесла ему и государственные награды, и кинопремии, и любовь зрителей. С его музыкой уже более 30 лет «каждый год, 31 декабря…» мы встречаем Новый год.

«Я в восторге и в восхищении от его работы, – говорит режиссер Эльдар Рязанов. – Есть такое выражение, половина нашей красоты принадлежит парикмахерам и портным. Если это принять за аксиому, он одел нашу картину теплотой, нежностью, душевностью».

Для фильма «Ирония судьбы» Таривердиев написал восемь песен, написал на стихи поэтов, к которым композиторы-песенники раньше не обращались – Ахмадулина, Цветаева, Пастернак, Киршон. Для кого-то эта музыка стала лабораторией души – ее невозможно отнести ни к эстрадной, ни к академической. С музыкой Таривердиева появился термин «третье направление».

«Для него третье направление было в каком-то смысле продолжением мысли Прокофьева о продолжении поиска новой простоты, – говорит Вера Таривердиева. – Потому что музыка ХХ века, академическая ее часть зашла в тупик. В поисках средств она потеряла поиски смысла. А для него музыка без поисков смысла без поиска себя, смысла жизни, бытия, Бога – невозможна».

В XXI веке с музыкой Таривердиева ищут смыслы новые поколения. Перепетая на новый лад, она по-прежнему непохожа на то, что звучит в радио и телеэфире.

Юбилею композитора посвящена программа «Микаэл и Вера Таривердиевы. Больше, чем любовь». Смотрите ее в эфире нашего телеканала сегодня, в 19 часов 45 минут.