23.10.2013 | 09:16

Коллекция Михаила Барышникова выставлена в Музее изобразительных искусств имени Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина регулярно предоставляет свои залы для экспонирования частных коллекций. Но нынешний «частный случай» – совершенно особый. Выставка «Искусство, с которым я живу» представляет собрание Михаила Барышникова. В России впервые. Сам легендарный танцовщик уже расстался с этими вещами – несколько лет назад подарил Нью-Йоркскому центру искусств, который был создан для поддержки молодых художников. Но они продолжают рассказывать о хозяине больше, чем все его интервью и все его роли. Рассказывают «Новости культуры».

В окружении этих картин Михаил Барышников отдыхал, слушал музыку, смотрел телевизор, говорил по телефону, обедал, принимал гостей – одним словом, жил. Для американцев, а Барышников живет в США без малого 40 лет, понятие privacy, частного пространства, к которому, безусловно, относятся и эти лично им подобранные картины, священно и незыблемо. Вот почему эта выставка в Пушкинском музее не просто демонстрация коллекции знаменитости, это в каком-то смысле приглашение в гости к самому Михаилу Барышникову.

«Изначально Михаил не воспринимал себя как коллекционера, – отмечает глава центра Искусств Михаила Барышникова Джорджиана Пикет. – Он просто собирал вещи, которые, ему нравились или которые ему дарили. И это действительно изначально была очень частная коллекция, потому что здесь – вещи, которые трогали его душу, которые ему чем-то близки. Со многими художниками он просто дружил».

Эту коллекцию Михаил Барышников собирал начиная с 1974 года, когда во время гастролей в Канаду он, 26-летний танцовщик ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, решил не возвращаться в СССР. Дома в Нью-Йорке он создал настоящий музей истории русского театра. Эскизы театральных костюмов, зарисовки известных театральных художников, портреты знаменитостей. Вот, например, французский поэт Гийом Аполлинер позирует вместе с русским импресарио Сергеем Дягилевым. Это рисунок Михаила Ларионова. А вот еще один, это уже Дягилев в исполнении Жана Кокто. В коллекции есть работы Ильи Репина, Александра Бенуа, Натальи Гончаровой, Павла Челищева, Анатолия Зверева, а также работы французских и американских художников. Всего около 100 экспонатов. В Москву привезли почти все. Президент пушкинского музея Ирина Антонова несколько лет уговаривала Барышникова на эту выставку.

«Я была в командировке, побывала в центре Барышникова в Нью-Йорке, и он повел меня посмотреть коллекцию, – рассказывает президент ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова. – «И там зашел разговор, я спросила, не хотел ли он показать, потому что материал показался мне очень интересным. Я просто говорила, что было бы интересно вот это, это, это показать. Кстати, с тех пор у него кое-что прибавилось».

Ирина Антонова пыталась уговорить Барышникова и самого приехать на открытие этой выставки в Москву. Однако он не изменил своей давней и принципиальной позиции. В одном интервью балетмейстер как-то заявил, что чувствует ностальгию по русской культуре, но не по самой России, как географической точке на карте. На вопросы, накопившиеся к Михаилу Барышникову, пришлось отвечать сотрудникам его американского центра искусств.

«У меня в Нью-Йорке была выставка его фотографий, а потом я уговорил его показать эту коллекцию, – говорит галерист Анатолий Беккерман. – Но если на выставке своих фотографий он был вдохновлен, не так волновался, то когда мы показывали эту коллекцию, он очень волновался. Потому что он мне сказал: ты знаешь, показывать эти вещи – все равно, что людей чужих приглашать в свою спальню».

Галерист Анатолий Беккерман попробовал прямо с выставки позвонить Барышникову, он сейчас находится в Амстердаме, но абонент оказался недоступен. Впрочем, организаторы обещали, что все равно до него дозвонятся и расскажут, как все прошло.

Новости культуры