22.10.2013 | 11:02

"Царство Флоры" на выставке в Санкт-Петербурге

Розы, пионы, фиалки и нарциссы от голландских коллекционеров. Правда, насладиться ароматом растений не удастся – ведь собрано в букеты все это цветочное богатство было еще три столетия назад. В северной столице в особняке Румянцева открылась выставка «Царство Флоры». В экспозиции – 22 картины фламандских и нидерландских художников XVII века. При подготовке выставки, цветочные натюрморты изучали не только искусствоведы, но и… ботаники. Рассказывают «Новости культуры».

Организаторы выставки семь лет назад увлеклись исследованием, какие же цветы изображали художники три века назад. И насколько отличается тот флористический набор от современного. Пригласили ботаников – те подтвердили: чаще всего на старинных полотнах попадаются розы, пионы, нарциссы, фиалки. Но есть и такие растения, которых в природе больше не существует. Они просто исчезли.

«Вот мы собрались и все-все цветы переписали и установили, – рассказывает организатор выставки, коллекционер Валерий Бабкин. – И представляете, 20 процентов цветов, что здесь изображены – их уже не встретишь. Получается, что три века назад был растительный мир в этой части Европы богаче».

Увлекались цветочной темой целые семейства. Брейгели, Босхарты, Неймансы. Не говоря уже о художниках-одиночках. Секреты мастерства передавали из поколения в поколение. Но даже в одной художественной фамилии – видно, как за несколько поколений эволюционировал флористический натюрморт – от церковной картины – к светскому украшению интерьера.

«Вот, посмотрите – тут есть картины церковные – “Мадонна с младенцем”, она обрамлена цветами, и гораздо более поздние полотна – это просто цветы. Вот так и менялась живопись», – рассказывает хранитель фламандской живописи XVII-XVIII века Государственного Эрмитажа Наталья Грицай.

Рядом с каждой выставочной картиной поставили по букету цветов – то ли, чтобы сравнить настоящие цветы с живописными, то ли подчеркнуть – бессмертие одних и весьма ограниченное во времени цветение других. А может быть, чтобы намекнуть на цветочные загадки в каждом полотне. Ведь 300 лет назад – в эти работы создатели вкладывали дополнительные смыслы – послания для владельцев. Красные и розовые розы – говорили о страсти и нежности. Тюльпаны – о бренности, а фиалки – о застенчивости. Настоящие художественные предложения. Попытаться расшифровывать их можно до марта следующего года. Когда экспозиция отправится в путешествие в Европу.

Новости культуры