22.10.2013 | 10:00

Квартирный вопрос в культурных сферах

Русский и Этнографический музеи объединятся под одной крышей. Градостроительный совет Санкт-Петербурга одобрил решение о строительстве совместного фондохранилища для двух музеев. Двухэтажный депозитарий площадью 15 тысяч квадратных метров соединит Этнографический музей и Михайловский дворец. Осталось провести юридическую оценку строительства и окончательно утвердить проект с городскими властями. Однако у многообещающего плана нашлись оппоненты. Рассказывают «Новости культуры».

В тесноте и в обиде Российский Этнографический музей существует с 1902 года. Именно тогда на Инженерной улице начали возводить здание по проекту Василия Свиньина. Но осуществить полностью замысел архитектора Высочайшего двора не удалось, помешала Первая Мировая война. Спустя сто лет нам впервые показали подлинные чертежи, которые доказывают – у музея был корпус для фондохранилища. Вот он – вплотную примыкает к Михайловскому саду. В Этнографическом решили восстановить историческую справедливость.

«Это не блажь никакая, – говорит директор Российского Этнографического музея Владимир Грусман. – Это не от того, что мы купаемся в роскоши. Это от того, что мы хотим, во-первых, чтобы история к нам вернулась. А, во-вторых, мы хотели бы, конечно, действительно открыть людям то, что до сих пор еще не открыто».

Скрыта в подвалах, по словам Владимира Грусмана, большая часть музейной коллекции. Постоянно экспонируется от силы 20 процентов. В том числе это подтолкнуло директора Этнографического к объединению с Русским музеем. В стенах нового здания депозитария два мастодонта от культуры готовы создать единый выставочный центр. Входной билет для посетителей, скорее всего, тоже будет один.

«Соединяться мы будем через еще один зал для временных выставок, который мы планируем в центре этого нового здания, – поясняет Владимир Грусман. – И вот оттуда, ничего не ломая, можно будет попасть в депозитарий, музей Этнографии и в Русский музей, со стороны Михайловского сада, скорее всего».

Пофантазировать на тему, каким могло бы быть здание фондохранилища, пригласили архитектора Михаила Мамошина. Свое видение проекта он представил на заседании градостроительного совета. Впрочем, по-настоящему новой в депозитарии будет лишь внутренняя отделка. И, конечно, материалы. Все остальное – высота, объем, фасад – спроектировал еще Свиньин.

«Завершение незавершенного. Очень удачное, мне кажется, слово получилось, – говорит член правления Союза архитекторов России Михаил Мамошин. – И вот – попытка соединить ранее несоединяемое. Попытка соединить Росси и фактическую ситуацию, которую сделал на этом месте Свиньин».

Вот то самое место. Двор Этнографического музея. Владимир Грусман, кажется, как наяву уже видит – где установит юрты, телеги и сани из запасников. Площадь депозитария может составить 14 тысяч квадратных метров. Но на территорию Михайловского сада обещают не посягать.

«Красная линия этого здания проходит на расстоянии 5 метров к нам, где мы стоим, от ограды Михайловского сада, – говорит Владимир Грусман. – Здание, которое предполагалось бы построить, оно примыкает к тыльной стороне нашего мраморного зала. И тогда вот здесь может быть сооружен атриум, которого даже не будет видно со стороны Михайловской площади, это совершенно четко».

Но помешать воссоединению Русского и Этнографического музеев может Михайловский театр. Его производственные мастерские с 1937-го года расположены как раз на этом участке земли. Снаружи здание в удручающем состоянии. Но Владимир Кехман настроен решительно и даже планирует реконструировать объект. А в случае, если проекту строительства фондохранилища дадут «зеленый свет», занять часть помещений в новом корпусе.

«Я думаю, что если этот проект будет осуществлен, я думаю, что нет проблем никаких учесть, что можно создать для нас, – считает генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман. – Выделить 500-700 метров, до 1000 метров, например, тоже место, чтобы мы могли сохранить в любом случае часть наших мастерских здесь, чтобы мы могли в коротком плече совершать ремонты, которые нам нужны для производственной деятельности».

Но пока два других Владимира – Грусман и Гусев – хотят просить третьего – Кехмана уступить им место. За компенсацию. Деньгами или альтернативными квадратными метрами – в центре Петербурга.

«Город Петербург должен быть освобожден от коммунальных квартир, – считает Владимир Грусман. – Музей Этнографии, Русский музей, Михайловский театр. Ну и потом график уборки туалета мы будем вывешивать на стенке, да?»

Министерство культуры готово поддержать проект. В том числе, финансово. Пока порядок цифр такой – 2 миллиарда рублей на возведение здания фондохранилища. Работать над проектом будет кто-то из петербургских архитекторов. Предпочтение отдадут, скорее всего, наиболее консервативному.

«На основе тех чертежей, оставленных Свиньиным, бог весть какого-то гениального взора, гениального подхода не нужно, – убежден заместитель директора государственного Русского музея Владимир Баженов. – Нужно сделать только то, что он не успел сделать. Главное, не испортить».

На заседании градостроительного совета идея возведения фондохранилища получила принципиальное одобрение. Теперь будет объявлен конкурс, по итогам которого и выберут лучший проект. Увидеть ансамбль завершенным в идеале можно будет уже через несколько лет. Но при том условии, что три крупнейших учреждения культуры не перессорятся на заднем дворе Этнографического музея.

Новости культуры