21.10.2013 | 11:51

Выставка «Мир древнерусской пластики»

На выставке в Музее имени Андрея Рублева - каменные, костяные, деревянные, меднолитые иконы, кресты, складни XI-XVI веков. Древнерусская мелкая пластика – значительный пласт культуры, который почему-то оказался в тени традиционной иконописи и архитектуры. Организаторы выставки намерены хотя бы отчасти исправить эту ситуацию. Экспозиция, в которой представлено несколько сотен предметов, демонстрирует, насколько высоким был уровень мастерства древнерусских ремесленников, по сути – художников, которые создавали высокое искусство в малой форме. Рассказывают «Новости культуры». 

Если вы собираете древнерусскую пластику, встретить подлинный шедевр, скажем, XI века, шансов у вас гораздо больше, чем у коллекционеров той же иконописи. Но знают об этом не многие, и почти все они собрались на выставке в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Около 600 уникальных экспонатов из частных коллекций, начиная с византийских предметов VII века, и заканчивая русскими крестами-энколпионами времен Сергия Радонежского. В них носили частицу крестного древа или мощей.

«Вероятнее всего, эта серия крестов была отлита в Троице-Сергиевой Лавре, потому что здесь одно из первых изображений преподобного Сергия взято с пелены Преподобного Сергия», - рассказывает кандидат искусствоведения, зав. сектором декоративно прикладного искусства, куратор выставки Светлана Гнутова.

Ученые утверждают, что носить нательные кресты христиане начали приблизительно в IV веке. Святитель Иоанн Златоуст в одной из своих работ писал, что некоторые христиане изображают крест на лбу или на руках - что-то наподобие татуировки. На Руси, помимо распятия, на крестах изображали святых, Божию Матерь, ангелов, архангелов. Кресты могли быть украшены орнаментами и драгоценными камнями. Но нигде и никогда на Руси крест не воспринимался только как ювелирное украшение.

«Мастера, которые делали эти вещи, когда они их украшали, не думали о том, что это просто красота, это была божественная красота, направленная на прославление Бога», - объясняет доктор искусствоведения Анна Рындина.

Зачастую крест был единственной драгоценной вещью в семье. Поэтому его передавали из поколения в поколение. Один из ценнейших экспонатов этой выставки происходит из коллекции митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима – выдающегося иерарха XX века. Аналоги этого резного складня XVI столетия есть только в Русском и Историческом музеях.
 

Новости культуры