21.10.2013 | 09:24

Юрий Бутусов представляет "Отелло" на сцене "Сатирикона"

В минувшую субботу в театре «Сатирикон» состоялась премьера – шекспировского «Отелло» поставил Юрий Бутусов. Внушительный режиссерский список говорит о его явных предпочтениях в пользу классики. Но вот приверженцем классического театра Бутусова не назовешь. Его спектакли всегда экспериментальны, а новаторские формы – способ постижения человеческого сознания. Рассказывают «Новости культуры».

Бутусов Шекспира ставил много и планирует ставить дальше. Нынешний «Отелло» по сути – продолжение шекспировского мира, который режиссер начал изучать и строить более десять лет назад. Бутусов говорит: «Отелло» для него – самая страшная шекспировская история, страшнее «Макбета».

«Она выворачивает из нас какие-то вещи, очень страшные, в которых мы себе боимся признаться, – говорит режиссер. – Она связана с подсознательными черными процессами».

Пожалуй, главное слово в спектакле Бутусова – эклектика. Внутри Шекспира прозвучат и Пушкин с Ахматовой, и музыка – от Баха до рок-н-ролла и брехтовских зонгов, и множество прочих цитат, включая отсыл к собственному спектаклю Бутусова «Смерть Тарелкина» – посвящение Андрею Краско. В спектакле много воды – в буквальном смысле – недаром дело происходит на острове. А каждый метр сценического пространства наполнен предметами непривычно плотно – здесь и кадки с деревьями, ретро игрушки, лампы, мебель, кирпичи, картины, гимнастерки, яичница, которой Яго угощает Отелло. Этот набор заставит зрителя поломать голову. Однако не все режиссерские ружья стреляют. Что-то, видимо, остается оправданным изнутри.

«Просто мне это нравится, – признается Юрий Бутусов. – Я это делаю давно. И мне нравится, мне кажется, что мир разнообразен, интересен во всех своих проявлениях и все это замешать и сделать из этого что-то цельное – очень интересная задача. Может быть, невыполнимая, сложная, но интересная».

Белым Отелло сегодня уже давно никого не удивишь. В спектакле Бутусова актера Дениса Суханова превращают в чернокожего мавра прямо на глазах зрителей. Не похож Отелло и на боевого генерала – пластичен, мягок, утончен. Червь ревности точит его на глазах – Денис Суханов передает эту трансформацию виртуозно.

«Ранимый, доверчивый человек, одинокий, который не может справится с этой ситуацией, которая его накрывает, и в итоге накрывает всех, – говорит Денис Суханов. – А ревность… Достаточно много примеров, на моих глазах, когда человек просто сжигается что ли, и эта шекспировская тема – она так и живет в нас. И страшно».

Дездемона, напротив, временами – истинная бизнес-леди – жесткая, уверенная, идущая напролом. И только Яго в исполнении Тимофея Трибунцева – как вечный источник бескорыстного зла, магнетически обаятелен.

Хрестоматийного момента удушения Дездемоны, конечно, не будет. Отелло просто покрасит ее лицо тем же черным гримом, каким покрыт сам. Белое подменится черным, и ничто не помешает зрителю в очередной раз оценить разрушительную силу слепой ревности, рожденной от безумной любви.

Новости культуры