18.10.2013 | 11:56

К 120-летию со дня рождения Маяковского

Владимир Маяковский был идеальной моделью для кино- и фото- съемок, колоритный, брутальный, артистичный, излучал мощную энергетику, которую пленка передаёт в полной мере. Фотовыставка в столичном Домике Чехова показывает Маяковского в окружении друзей и знакомых – поэтов, писателей, художников, режиссёров. Здесь только сотня снимков из семи с половиной тысяч, находящихся в фонде фото-, кино- и аудио- документов Музея Маяковского. Но даже в одной этой сотне вполне чувствуется та самая эпоха, которая вписала в историю массу ярких имён. Рассказывают «Новости культуры». 

С момента возникновения фотографии у людей появилось новое увлечение – снимать и сниматься. Во многом благодаря этой человеческой слабости и появилась выставка «Маяковский и современники».

«Все любили сниматься, многие писатели любили фотографировать, и эта особая любовь дала сейчас вот, к столетию нашему, огромный материал, который становится едва ли не главным при изучении эпохи, при изучении такого окружения Маяковского», - говорит заместитель директора по научной работе Государственного Музея Маяковского Надежда Рейн.

На этой фотографии Владимиру Маяковскому - 19. Поэт в гостях у Георгия Кузьмина. Он был авиатором, увлекался в то время поэзией, ввел Маяковского в круг московской творческой интеллигенции.

«Прежде всего, при отборе материалов мы обращали внимание, чтобы фотографии были, что называется, не парадными, такими, которые могли люди делать для себя, для своих альбомов», - объясняет хранитель фотофонда Маяковского, куратор выставки Екатерина Снегирева.

Часть фотографий относится к периоду учебы Маяковского в училище живописи, ваяния и зодчества. В то время он познакомился с сыном и дочерью архитектора Шехтеля, Львом и Верой. Их объединяли идеи протеста, бунта против закостенелых форм в искусстве.

Позже жизнь свела Маяковского с Давидом Бурлюком – одним из отцов-основателей футуризма. Он поддержал поэтический талант Владимира Маяковского. Покупал у него стихи, выдавая ему по 50 копеек за строчку. Еще один приятель Маяковского тех лет - Осип Мандельштам – они любили цитировать стихи друг друга.

Маяковский был знаком и с Казимиром Малевичем – в 1913-м году они параллельно работали над разными постановками в театре «Луна-парк» в Петербурге. Одними из тех, кто первым услышал поэму «Облако в штанах», были Илья Репин и Корней Чуковский. Репин был настолько восхищен, что захотел написать портрет Маяковского.

Особая часть выставки – это фотографии Александра Родченко. Он с Маяковским работал в «Окнах РОСТА» – их плакатами была обклеена вся Москва. Родченко отреставрировал и сохранил огромное количество снимков поэта и его друзей. А впоследствии родственники фотографа передали их в музей.

«Здесь мы видим серию фотографии, отснятых Осипом Бриком во время их курортной поездки на Северное море на курорт в 23-м году. А после смерти Брика его супруга Лиля Брик передала негативы в судьбу Родченко», - рассказывает хранитель Фотофонда Маяковского, куратор выставки Екатерина Снегирева.

Огромное количество знакомых Маяковский приобрел, когда создавал ЛЕФ – творческое объединение Левый фронт искусств. Одним из них был Сергей Эйзенштейн. На выставке демонстрируют фильм режиссера «Да здравствует Мексика» - страна, по которой путешествовал и сам Маяковский.

Совершенно особая история в жизни Маяковского - Лиля Брик. На выставке есть всего несколько ее фотографий. Организаторы говорят - в будущем хотят посвятить отдельную экспозицию женщине, которая сыграла в жизни поэта огромную роль.

Новости культуры