16.08.2011 | 10:50

Отклонение в сторону гениальности

Македонский, Цезарь, да Винчи, Бонапарт, Эйнштейн… Помимо гениальности, этих людей объединяет еще одно, довольно неожиданное свойство: все они левши. «Гением» в своем роде был и кузнец-Левша, созданный писателем-левшой Николаем Лесковым. И все же, насколько тернист путь «великих леворуких» к признанию? И почему принадлежностью к «неправой» части человечества можно гордиться? Ответы – в репортаже «Новостей культуры» из Петербурга.

С левой ноги Максим Горюшин встает каждое утро всю свою жизнь. Он – кузнец-левша. По словам его праворуких коллег – случай не уникальный, но особый. Удар такого мастера братья по молоту выделяют особо. И не только потому, что он сделан под другим углом.

Правда, творческий путь кузнеца-левши куда более тернист, чем можно себе представить. Еще в прошлом веке таких мастеров даже называли учениками дьявола. Сегодня с суевериями покончили. Но сложности остались. Весь арсенал мастера, от перчатки до молота, сделан под правшу.

«Все управляющие функции молота – с правой стороны, всегда приходится правой рукой включать/выключать, манипуляции делать с молотом», – рассказывает Горюшин.

Но если инструментов под левую руку почти нет и сегодня, то вот леворуких ремесел хватало во все времена.

«Специально нанимали левшей иногда, например, в корабельном деле, чтобы быстро склепать заклепки, – рассказывает кузнец Антон Коломейцев. – Два человека бьют с двух сторон. Левша – с левой, правша – с правой. Каждому под руку, и, соответственно, бьют всегда в паре».

Число левшей, утверждают ученые, растет с каждым днем. Уже сегодня это – десятая часть жителей земли. И часть самая выдающаяся. Если заглянуть в мировую историю, окажется, что большинство великих людей эту самую историю творили левой рукой.
У всех них, в первую очередь, развито правое полушарие мозга. А именно оно в первую очередь отвечает за творчество. Поэтому и на мир левши смотрят другими глазами – в прямом смысле слова.

«Это люди с другим сознанием, – говорит Татьяна Черниговская, профессор Санкт-Петербургского Государственного Университета. – Здесь дело не в руке. Рука – это только проявление. Это другой взгляд на мир, гораздо более гештальтный, то есть целостный, у них гораздо серьезнее интуиция, у них больше креативность».

Большинство ученых согласны, что «левшество», конечно, отклонение от нормы. Но чаще всего – отклонение в сторону гениальности. А потому – нельзя переучивать таких творцов в правшей. Как не переучили в свое время академика Павлова, Моцарта и Микеланджело.