17.10.2013 | 19:38

На фестивале ВГИК начался отборочный тур

В истории Международного фестиваля ВГИК, фактически, нашла отражение история отечественного кинематографа за последние полвека. Именно на этом смотре впервые громко прозвучали имена Андрея Кончаловского, Элема Климова, Андрея Тарковского и других режиссеров, ставших впоследствии знаменитыми во всем мире. Торжественное открытие 33-го фестиваля назначено на 18 ноября, и уже идет первый отборочный тур. Лучшие студенческие ленты станут участниками второго этапа, в котором будут конкурировать с фильмами зарубежных киношкол. Рассказывают "Новости культуры".

Пустые коридоры даже в самый разгар учебного дня – ВГИК на время фестиваля переходит на особый режим. Всего по две пары каждое утро, все остальное время для кино. Пока студенты смотрят фильмы, ректор Владимир Малышев уверяет: на таких фестивальных показах и рождаются те, про кого ВГИК потом скажет  легенды.

"Довольно часто бывает так, что студенческая работа наиболее яркая, потом уже режиссер, сделавший ее, не пропадает, начинается художественная работа, потом большие призы, и так достаточно часто", – заверяет Малышев.

ВГИКовский – один из старейших в стране фестивалей, с небольшими перерывами проходит с 1961 года. Малышев вспоминает, как в начале 1970-х, когда сам был студентом, фестиваль встряхнули 30 минут под названием "Остановите Потапова"  тот диплом Вадима Абдрашитова потом обсуждали еще несколько лет. Кто будет оценивать фильмы в этом году на международном этапе? Директор 33-го фестиваля Федор Попов пока еще формирует состав большого жюри и готовится к самому интересному – обсуждению уже увиденных работ. 

"Кто как удар держит. Ну, все мы, кто снимал картины, кто был на фестивалях, проходили такую стадию интересную, непростую, как пресс-конференции. Когда бывают неудобные вопросы, острые... Вот, студенты учатся проходить, и это тоже это здорово, они по-разному раскрываются. Кто-то ведет себя самолюбиво, кто-то – открыто, тоже интересно, характеры проявляются", – отмечает директор фестиваля ВГИК Федор Попов.

Похожая на Мерилин Монро, но без родинки и в стереочках, – афиши фестиваля расклеены по всему ВГИКу. У расписания очередь, что посмотреть – каждый решает сам. Сегодня – фильмы мастерской Александра Прошкина, многие из них документальные. "Далеко от Москвы"  о полузаброшенной где-то в Тверской области деревне, о людях, которые помнят немецкую оккупацию. О слабослышащих детях, особом мире и особых спектаклях для них – пятиминутный и тоже документальный "Маугли". В зале много тех, кого сами авторы не знают. Фильмы отборочного тура может смотреть каждый, кто зарегистрировался на сайте фестиваля. 

"Хорошие комментарии дают, потому что иногда очень тяжело абстрагироваться. Если ты знаешь человека, который показывает этот фильм, ты не хочешь ему говорить неприятных вещей, а если человек его не знает, то он может очень дельные комментарии дать",  поясняет участница фестиваля Марианна Голева, мастерская Владимира Хотиненко.

"Это необходимо, потому что только в аудитории, заполненной наглым залом, можно почувствовать настоящую реакцию. Потому что здесь, во ВГИКе, это традиция, здесь не скрывают своих эмоций. Если потом будет обсуждение, потом тоже наговорят все, что думают, и это, конечно, холодный душ, но он необходим молодым творцам", – отмечает режиссер, руководитель мастерской Валерий Ахадов.

Волнуются, конечно, все. Зритель здесь хоть и требовательный, но особый  аплодируют всем и всегда. Во время фильма в зал никто не заходит и не выходит – понимают, что для многих это первая работа на первом в жизни большом экране. 

Новости культуры