16.10.2013 | 14:29

В Третьяковке - 400 работ Наталии Гончаровой

Государственная Третьяковская галерея представляет выставку четырёх сотен работ Наталии Гончаровой. И делает это спустя ровно сто лет после первой масштабной персональной выставки художницы. За эту сотню лет много раз подтвердился её статус самой дорогой русской художницы и обоснованность её высокой самооценки, которую она декларировала вполне недвусмысленно. «Если у меня и происходит столкновение с обществом, говорила она, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Рассказывают «Новости культуры». 

Нет, это не час пик в московском метро. Это очередь на выставку, подобной которой в Москве не было 100 лет. С 1913-го года, когда в столице проходила первая персональная выставка главной амазонки русского авангарда – Наталии Гончаровой. Самой знаменитой и самой дорогой русской художницы в мире – 2 года назад на аукционе в Лондоне одна из ее картин ушла за 10 миллионов долларов. Третьяковская галерея обладает самым крупным собранием ее картин. В 89-м году, согласно завещанию Гончаровой, все ее наследие было передано Францией, где она жила, начиная с 1915 года, Советскому Союзу. 

«Там были сложности, они носили финансовый характер в сфере налогов, поэтому через какое-то время правительство России заплатило все эти суммы, и таким образом это все легитимно стало. Но нужно учитывать, что это было такое сложно время, конец 80-х годов, не все понимали значимость этого дара», - рассказывает директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. 

За свою творческую жизнь Наталия Гончарова успела перепробовать все самые авангардные направления начала XX века. Она поочередно увлекалась кубизмом, футуризмом, лучизмом – его изобретателем был ее муж художник Михаил Ларионов, пробовала себя в беспредметности, но так и не остановилась на чем-то одном. Некоторые ее картины – без пяти минут иконы, хотя и очень необычные. Для Гончаровой религиозная тема была не случайной. Ее дедушка был профессором московской духовной академии. В эмиграции, в Париже, она снова и снова возвращалась к Библии – в экспозиции - написанный ею от руки и своеобразно проиллюстрированный Апокалипсис Иоанна Богослова. Но главной ее темой в искусстве всегда были взаимоотношения человека с природой. 

«Человек вот на этой природе, которую она знала и любила, который на ней всегда трудится», - объясняет куратор выставки, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.

Открывая выставку, министр культуры Владимир Мединский подчеркнул ее масштабность – 11 российских музеев, несколько европейских, плюс частные собрания. Если смотреть сверху, видно: все стенды с картинами, как лучи сходятся на одной самой эффектной картине «Павлин под ярким солнцем».

«Проект номер один самого, пожалуй, дорого и востребованного мастера, знаменитой русской художницы XX века. Очень интересная испанская серия, ну и павлины и перья в разных проявлениях», - отметил министр культуры Владимир Мединский.

Этот грандиозный проект был бы невозможен без поддержки банка ВТБ, уже 10 лет сотрудничающего с Третьяковской галереей. 

«Мы очень счастливы поддерживать Третьяковскую галерею и в целом российскую культуру, и очень благодарны за то, что они позволяют нам с ними дружить и работать», - призналась заместитель начальника управления рекламы и маркетинга банка ВТБ Елена Мелихова. 

В свое время о работах Наталии Гончаровой критики говорили: мы видим кубизм, футуризм, лучизм, но где же сама Гончарова. На этой выставке каждый может сам найти ответ. 

Новости культуры

Читайте также: 

Амазонка русского авангарда в Третьяковской галерее