16.10.2013 | 10:16

"Летучий голландец" возвращается в Большой театр

В афише Большого – вновь «Летучий голландец». Оперный спектакль шёл на этой сцене два года и покинул её в 2006. Теперь, практически так же, как и его главный герой, снова надеется на взаимность и верность публики. Оперу поставил лидер немецкого авторского театра Петер Конвичный. И этой постановкой Большой отмечает 200-летие со дня рождения автора «Летучего голландца» Рихарда Вагнера. Премьера возобновленного спектакля сегодня. Рассказывают «Новости культуры».

Старинная пристань сменяется современным тренажерным залом, на сцене – часть артистов в пиратских костюмах, часть в современной униформе. Этот спектакль Петер Конвичный создал в 2004 году вместе со своим постоянным соавтором – художником Йоханнесом Лайакером – специально для двух театров: Большого и Баварской государственной оперы. В своей постановке он ищет баланс между классикой и современностью.

«В постановке Конвичного мне нравится в первую очередь то, что он не пытается напугать зрителя, – отмечает исполнитель партии Голландца Виланд Затер. – Но, хотя часть истории Голландца перенесена в современность, я все-таки, рад, что выхожу прекрасном старинном камзоле».

Возобновленная опера для большей части артистов – фактически премьера. Спустя 9 лет состав солистов сменился почти полностью. Василий Синайский тоже дирижирует «Голландца» впервые.

«Это внутреннее ощущение дирижера, который контролирует тот голос, который звучит со сцены. Это большая загадка, – признается Василий Синайский. – Сложно найти правильное соотношение в вагнеровских операх, но если это получается, это дает хороший результат».

В первой версии практически все основные партии исполняли приглашенные немецкие певцы. В обновленной – партию Сенты поет российская солистка Елена Зеленская. Постановка Конвичного – настоящий марафон для артистов: действие идет так, как задумывал композитор – два с половиной часа, без антракта. Но певцы относятся к режиссерскому решению с пониманием.

«Вы знаете, когда попадаешь во все это, заворачивается действие, уже не замечаешь, есть паузы, нет пауз, получается единое действие, – говорит Елена Зеленская. – И если его разделить интервалами, прервется та нить, которая связывает от начала до конца».

В 2004 году российско-германский «Летучий Голландец» имел огромный успех у зрителей. Вагнера в Москве тогда ставили нечасто. Сейчас, в преддверии 200-летия композитора, его оперы вошли в репертуар многих театров, но интерпретация Конвичного остается выдающимся явлением.

Новости культуры