15.10.2013 | 19:34

"Художественный мир Бриттена" - выставка в Пушкинском музее

Московская программа "Сезонов Бенджамина Бриттена в России" к 100-летию со дня рождения композитора открылась 6 октября в Большом зале консерватории. Российский национальный оркестр исполнил Симфонию-реквием. Подкрепить музыкальные впечатления визуальными теперь предлагает Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Благо, именно эти искусства не раз вдохновляли самого исполняемого в мире британского классика и утонченного коллекционера. Рассказывают "Новости культуры".

Готовясь к столетию Бриттена, в родном городе композитора Олдборо решили: Россия должна занять особое место на карте юбилейных торжеств, ведь с авторскими концертами в Советский Союз Бриттен приезжал не раз. Впервые – в 1960. Тогда в Московской консерватории он познакомился с Рихтером, Ростроповичем и Вишневской.

"Он для Ростроповича писал, и он писал для Вишневской. Для Ростроповича он написал сочинение для виолончели с оркестром а для Вишневской – специальный цикл песенный, который она исполняла, а с Рихтером я видела записи, они Моцарта исполняли вместе, – вспоминает президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова. – Очень тесные связи с русскими музыкантами  это уже такая особая страница в жизни великого композитора XX века".

Дружеская переписка с Рихтером, путевой дневник, в котором композитор описывал свои выступления в Москве, ноты "Военного реквиема"  партию сопрано Бриттен написал специально для Вишневской... Однако главной темой нынешней выставки стала художественная коллекция, собранная композитором и его близким другом  тенором Питером Пирсом. 

"Эта коллекция как отражение их взгляда на мир, она очень разнообразна. Ее даже можно назвать собранием, поскольку у нее нет единого стержня, она связана с ХХ веком, внутри которого они находились и жили с теми воспоминаниями, которые их объединяли, с теми вещами, которые им дороги были", – подчеркивает директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак.

"Портрет младшего сына" и "Пейзаж Саффолка с деревенским домом" работы Джона Констебла. В 1947 году Питер Пирс приобрел эти работы на аукционе. Покупка положила начало собранию, которое сейчас включает более полутора тысяч произведений искусства. Правда, из Англии в Москву доставили около 30. Одним из центральных экспонатов стал скульптурный портрет Бриттена. 

"Этот портрет из бронзы выполнил Георг Эрлих. Он восхищался сочинениями Бриттена и обратился к нему с просьбой позировать для скульптурного портрета. Когда работа была завершена, он подарил портрет Бриттену на его 50-летие, с тех пор композитор и скульптор стали большими друзьями", – рассказывает куратор выставки Кэролайн Хардинг (Великобритания).

Городские пейзажи Уолтера Сикерта, абстракции Макса Эрнста, декорации к опере Бриттена "Смерть в Венеции" работы Пайпера… Организаторы надеются, что выставка передаст атмосферу бриттеновского дома и поможет глубже понять творческий мир композитора.

Новости культуры