15.10.2013 | 11:50

Перекресток золотого времени двух культур в музее Пушкина

От Дюссельдорфа до Москвы без малого две с половиной тысячи километров. Но вот культурные мосты между ними существовали всегда. Благодаря чему в обоих городах знали о Пушкине и Гейне, Глинке и Мендельсоне. Вспомнить об этих творческих параллелях решили и сегодня. Музей Пушкина и Институт Генриха Гейне представляют выставочный проект «Москва и Дюссельдорф. Города искусств первой половины XIX века». Рассказывают «Новости культуры».

И на берегах Рейна, и на берегах Москвы-реки первая половина XIX столетия – золотой век культуры и просвещения, в котором поэты, художники, музыканты сотрудничали, дружили, организовывали союзы и объединения. Феликс Мендельсон-Бартольди, Карл Иммерманн, Генри Риттер, Вильгельм фон Шадов. В Германии из музыкантов был особенно популярен романтик Роберт Шуман. На выставке – его оригинальные нотные записи – треть своей музыки Шуман сочинил именно в Дюссельдорфе. Здесь же даст себя знать его душевная болезнь. В 1854 он бросится в Рейн, однако его спасут. Шуман умрет в клинике. Многие исследователи утверждают: на этом портрете, сделанном за два года по попытки самоубийства, уже видны следы психического недуга.

«Мы специально искали тему, которая объединила бы наши музеи, – рассказывает директор Института Генриха Гейне в Дюссельдорфе Сабина Бренне-Вил. – Два города в первой половине XIX века были столицами литературы, музыки, искусства, и это прекрасно сочетается между собой. Большинство экспонатов здесь – из Института Генриха Гейне. У нас хранится более 70 процентов всех манускриптов Гейне. Это наша особая гордость».

В первой половине XIX века среди поэтов в Германии гремел Генрих Гейне. Одно из его стихотворений уже тогда стало знаменитым в России благодаря Лермонтову: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна». Позже Тютчев превратит дерево в кедр, Фет – и вовсе сделает дубом. Но это позже. А в 1830 году брат Гейне Максимилиан, работавший в России доктором, напишет в письме к знаменитому брату: «Есть один русский поэт, Пушкин, который имеет исключительное сходство с тобой. Его произведения действительно необычно хорошо написаны и совершенно оригинальны. Он заслуживает твоего внимания».

«Эта выставка даст толчок и для нашего будущего, – считает директор музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев. – Для возможности Москвы и Дюссельдорфа уже на уровне ХХ, ХХI века размышлять. И не только размышлять, но и делать какие-то очень важные для каждого из наших народов вещи, чтобы быть вместе».

В то же время в России один из соотечественников писал о Пушкине так: «Завидую Москве. Недавно она короновала императора, теперь коронует поэта». Отдельный зал посвящен Москве пушкинского времени, светским салонам и их знаменитым гостям. Один из самых модных в то время – салон Зинаиды Волконской, которую Пушкин называл царицей муз и красоты. Здесь собирались друзья поэта: Денис Давыдов, Дмитрий Веневитинов, Петр Чаадаев, Александр Верстовский.

«Свои знаменитые “Записки актера Щепкина” он написал по совету Пушкина, – рассказывает куратор выставки Светлана Белехова. – И поэт даже подарил ему тетрадь, в которой написал первые строки его биографии, чтобы тем заставить Щепкина продолжать эти записки».

Перекресток золотого времени двух культур в трех небольших залах музея Пушкина. От Москвы до Дюссельдорфа – всего несколько метров.

Новости культуры