14.10.2013 | 11:24

Смотр лучших циркачей мира проходит в Москве

Международный фестиваль циркового искусства «Идол», который открылся в минувшую пятницу в Москве, – это не просто смотр лучших циркачей мира. Это напряженное, полное драматизма, яркое и зрелищное соревнование, в котором каждый номер оценивают сразу три жюри. Победу обеспечат профессионализм, талант и харизма. Харизму, кстати, сами цирковые артисты ставят очень высоко. Ну и, конечно, не добиться победы в этом сложном и опасном деле без удачи. В день открытия фестиваля, она улыбнулась не всем. Рассказывают «Новости культуры».

Цирковые артисты из 15 стран выходят на арену. Справа и слева от Эдгарда Запашного в купальниках американские гимнастки Кемерон Макхенри и Марина Луна. Именно они в середине своего номера сорвутся с трапеции. Тем временем, Запашный приглашает первых конкурсантов. Все они прошли кастинг отборочной комиссии фестиваля. Выступления оценивает сразу три жюри: профессиональное, средств массовой информации и зрительское. Номер, который получит высшую оценку всех судей, будет признан идеальным.

«Разница между фестивалем и обычной шоу-программой в том, что фестиваль – это конкурс лучших номеров, которые существуют на сегодня. – говорит вице-президент Международного циркового фестиваля в Монте-Карло, член жюри фестиваля Урс Пирс. – Здесь нет, как в шоу, соединения номеров через драматургию и хореографию. Есть номера в чистом виде – самые сложные, самые опасные».

Артист из Ганы, который сам себя называет Джордж Гуттаперчевый Гуру, демонстрирует возможности человеческого тела. Кажется, это предел, но нет – вот еще один трюк. Воздушная гимнастка из цирка на Цветном Элиза Хачатрян срывает аплодисменты. Словно ходит по арене цирка, а не по натянутому в воздухе на высоте нескольких метров стальному тросу. Без страховки.

«Наша сверхзадача – это популяризация цирка, как такового, – ОТМЕЧАЕТ Эдгард Запашный. – Я вижу, как искренне сейчас переживают русские исполнители, которые вдруг увидели серьезную конкуренцию, которая приехала, и из Африки – в том числе».

Зрители голосуют прямо в зале, отправляя СМС-ки, кстати, все средства пойдут в помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. На арену выходят Кемерон Макхенри и Марина Луна. Американки впервые в России, и впервые участвуют в международном фестивале.

Сначала показалось, что это часть трюка – так неожиданно гимнастки сорвались с трапеции. И только когда на арену выбежали перепуганные сотрудники цирка, стало понятно, что произошло ЧП. Но выступления прерывать не стали. Как расскажет потом Эдгард Запашный, артисты почти всегда, если травма не тяжелая, стараются вернуться на арену. Но никто не мог и подумать, что впереди второе ЧП.

Дрессировщику Николаю Павленко в этом году исполняется 70. Цирковые говорят: он заботится о тиграх лучше, чем родная мать. О том, что один из хищников во время прыжка порвал артисту руку, и что вторую часть номера он работал, сжав ее в кулак, чтобы не потекла кровь, никто бы не узнал, если бы об этом зрителям не объявил Запашный.

«На рассмотрении в режиме паузы вы увидите, что именно когда тигр пролетал сквозь два бумажных обруча, на лету, он как раз и зацепил Павленко, – говорит Эдгард Запашный. – Такое бывает, все такие это близкий контакт с животным. Не факт, что это произошло специально – тигр старался пробить бумагу. И летел лапами вперед».

Сейчас здоровью Павленко, как и участницам американского дуэта «Де Луна», ничего не угрожает. Одна из гимнасток получила растяжение, но в конце представления вместе со всеми артистами вышла поблагодарить зрителей за поддержку.

Новости культуры