17.08.2011 | 19:32

Судьба Кругового депо в Москве решится в ближайшее время

Большой резонанс вызвало известие о планах сноса Кругового депо – здания XIX века, созданного по проекту архитектора Константина Тона. Эта постройка давно не используется по назначению, при этом ограничивает реконструкцию станции «Москва» Октябрьской железной дороги. Процесс принятия решения может стать весьма нелегким. В интересах горожан и сохранение исторического здания, и освобождение территории для решения транспортных проблем. Руководство отрасли уже отреагировало на бурную общественную дискуссию, объявив мораторий на намерение снести историческую постройку до решения вопроса о ее охранном статусе. Рассказывают «Новости культуры».

Круговое депо Москвы – проект типовой, но не типичный, говорят специалисты. Над проектом здания работал архитектор Константин Тон – автор Храма Христа Спасителя, соборов в Царском Селе и Петергофе. Это было первое в Москве железнодорожное депо. По задумке Тона, оно получилось совсем не похожим на восемь своих «собратьев», построенных когда-то по всей магистрали Москва-Петербург. Просто разместить рядом с депо мастерские, как в других проектах, не позволила близость Красного пруда. В советское время здание лишилось главного своего украшения.

«Думаю, что купол был снесен, либо просто обрушился. Скорее всего, просто был снесен за ненадобностью. Поскольку высота здания была увеличена, естественно, купол мешал», – рассуждает архитектор-реставратор Михаил Михайлов.

Сейчас железнодорожникам мешает уже само разрушающееся на глазах здание. На его месте планируют проложить дополнительные пути, которые позволят увеличить объемы пассажирских перевозок. Столичный департамент культурного наследия, хоть и признает за Круговым депо историко-культурную ценность, объективным потребностям противопоставить ничего не может.

«Проблемность этого участка – Химки, Ховрино, Зеленоград. Пригородные перевозки по этим направлениям для города как являлись проблемными, так нагрузка по ним только возрастает. По крайней мере, это объективно», – подчеркивает заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Круговое депо временно числится «выявленным памятником архитектуры». За зданием должны либо закрепить статус памятника, либо отказать ему в нем, а значит и в защите. Специалисты уверены: если постройку николаевских времен все же сохранят, пользы от этого для железнодорожников будет больше, чем от сноса.

«При реставрации они получат поистине уникальное по своим архитектурным формам сооружение. Сооружение, непосредственно связанное с их историей и предназначенное самой судьбой и своей структурой для устройства там музеев русских паровозов», – поясняет доктор искусствоведения, соучредитель Историко-культурного совета Андрей Баталов.

Архитекторы даже разработали детальный проект реставрации. По этому плану здание должно превратиться в двухуровневый музей, снова обзавестись куполом, а вокруг будет разбит парк. У железнодорожников на этот счет большие опасения. Рядом с постройкой, всего двух с половиной метрах – опасная зона, пути. Сносить, переносить или реставрировать – судьба Кругового депо должна решиться в ближайшее время на специальном общественном совете.