11.10.2013 | 15:45

Юбилей Саулюса Сондецкиса

Классическая музыка теряет престижность, считает литовский дирижер Саулюс Сондецкис. Но только не в его исполнении. Попасть на концерт самого маэстро – большая удача. Еще в 1976 году, услышав интерпретации Сондецкиса, великий Герберт фон Караян воскликнул: "Это фантастично, это невозможно". Теперь трактовками маэстро восхищаются во всем мире. Сегодня Саулюс Сондецкис принимает поздравления с юбилеем – ему 85. Рассказывают "Новости культуры".

Эти стены помнят многие репетиции и концерты Саулюса Сондецкиса. Когда он впервые увидел Эрмитаж, подумал о музыке Моцарта: было бы неплохо, если бы она здесь звучала. Спустя 50 лет Саулюс не только услышал, но и сам дирижировал партитурами Моцарта в Эрмитаже.

С легкой руки Михаила Пиотровского Сондецкис около двух десятилетий возглавлял оркестр Государственного Эрмитажа. Музыкантов набрал из камерного коллектива Петербургской консерватории. К работе с российскими коллективами подошел не с пустыми руками: за плечами был многолетний опыт работы с литовским оркестром.

Этому коллективу Саулюс отдал около 50 лет. Литовский камерный – с отнюдь не камерными программами. Он называл себя тренером сборной и держал всех – и оркестрантов, и даже зрителей  в ежовых рукавицах. 

"Публику надо душить, не надо их жалеть, они такие счастливые, когда мы придушим – хорошо, перестают дышать и от счастья умирают", – заверяет маэстро.

Его слово в исполнительстве было "новым". Он первым открыл миру сочинения современных авторов: Пярта, Денисова, Щедрина, Слонимского, Мартынова. А его интерпретации классики признаются эталонными. Дар собственного видения музыки он передал по наследству.

"Я вырос в семье музыканта, для меня не было таких вопросов, как интерпретировать, а он должен был искать, и он действительно нашел глубокие пути исполнения выдающихся композиторов", – подчеркивает сын дирижера, виолончелист Витаутас Сондецкис.

С известными музыкантами Саулюс старался не играть, его взгляд был направлен лишь на талантливую молодежь. Но отказать некоторым не смог. Ростропович, Кремер, Спиваков, Башмет, Менухин, Крайнев прошли через его "руки". 

"Саулюс вот в этом уникален, потому что с ним всегда удобно. Он чувствует, что надо, не идет на поводу, но направляет. На нем, как на мягкой перине, исполнитель испытывает чувство комфорта. Все мечтали с ним сыграть", – признается композитор Владимир Мартынов.

Впрочем, подобное внимание к персоне Сондецкиса устраивало не всех. В 2004 году маститый дирижер у себя на родине оказался не востребован. 

"Мне очень обидно, что в Литве, для которой столько сделал Саулюс Сондецкис... Он должен был быть гордостью Литвы – мне казалось, что такому человеку нужно было больше уважения, большее внимание",  отмечает директор камерного оркестра "Виртуозы Москвы", народный артист России Григорий Ковалевский.

Руки маэстро не опустил, на помощь пришли коллеги и друзья. С 2004 года Сондецкис стал главным приглашенным дирижером оркестра "Виртуозы Москвы". 

"Мы всегда ждем Саулюса, Мы все очень любим его как человека, как артиста, и как друга", – заверяет художественный руководитель камерного оркестра "Виртуозы Москвы", народный артист СССР Владимир Спиваков.

В Москве оказался востребован не только в этом коллективе. Неоднократно выступал с Большим симфоническим оркестром Федосеева, входил в состав жюри конкурса юных музыкантов "Щелкунчик". Неиссякаемый на творческие идеи, он продолжает строить планы. Считает себя счастливым человеком, улыбается миру, и тот отвечает ему взаимностью. 

Новости культуры