18.08.2011 | 10:18

В Москве открылась выставка работ Юрия Великанова

Столичная галерея Галеева представляет выставку произведений Юрия Великанова. Неширокая известность одного из самых ярких представителей ленинградской школы станковой графики никак не соответствует силе его таланта: художник умер совсем молодым в 1934 году. При жизни был известен, но персональной выставки удостоился лишь раз – в том же 34-м, в Русском музее, посмертно. Нынешняя экспозиция в Москве – вторая попытка представить его творческое наследие широкой публике. Рассказывают «Новости культуры».

Три почти идентичных изображения старухи, выполненные в разных техниках: офорт, рисунок тушью на стекле и темпера на картоне. Даже в самых ранних работах Юрий Великанов выходил за общепринятые рамки, соединял несоединимое, изобретал новые формы. В то время, когда современники повально увлекались абстракционизмом, его вдохновляла русская византийская икона и эпоха Ренессанса.

«Он очень любил творчество мастеров итальянского Возрождения, – рассказывает куратор выставки Ильдар Галеев. – Он поклонялся картинам Дюрера. И сохранились работы 24-25 года, где 20-летний Юра писал картины в стиле Брейгеля. Это было несвоевременное искусство».

Черно-белые и цветные офорты, книжная графика и бытовые зарисовки, промышленные объекты и архитектурные ансамбли. В 1934-м мастер ушел из жизни, а его наследие, забытое специалистами и зрителями, находилось в семье. Коллекция работ Юрия Великанова, которую сохранил его брат Александр, стала основой экспозиции выставки и первого иллюстрированного каталога произведений художника.

«Сложно было найти информацию о жизни и творчестве Великанова , найти документальные свидетельства о том, как реагировали на его искусство люди, – говорит Ильдар Галеев. – Какие были отзывы на его искусство его коллег, художников. В этом огромную помощь оказали архивы Русского музея и частные архивы семьи Петра Евгеньевича Корнилова, который и был инициатором первой выставки в 34-ом году».

Выпускник Тенишевского училища, ученик Митрохина, Кругликовой, Шиллинговского, Юрий Великанов никогда не имел личной мастерской. Возможно, поэтому художник не писал больших холстов. В маленьком пространстве он умещал вполне монументальные по пластике и по сюжету композиции. Чего стоит одна «Бакинская серия», которая создавалась для альбома «Свирьстрой» и в которой Великанов не столько прославляет величие индустриализации, сколько отрабатывает формы великого прошлого европейского искусства.

Семейный архив, послуживший базой для экспозиции, уникален. Помимо законченных работ, на выставке множество эскизов, подготовительных рисунков, проверочных оттисков и даже офортный станок 1890, изготовленный в Париже, на котором Юрий Великанов делал оттиски своих офортов, гравюр.

В 20-30-х годах гравировальных инструментов в нашей стране еще не было, многим художникам их приходилось мастерить самим. Свои резцы, иглы, валики и штихели Юрий Великанов создавал из хирургических инструментов, которые доставал у знакомых медиков.

Из своих 29 лет художник работал неполных 10, но за это короткое время успел создать более 600 настоящих шедевров. Не выпускал карандаша из рук и в туберкулезном санатории в Детском селе. Там, неизлечимо больной, он создал последний цикл пейзажей – свежих, ярких, жизнеутверждающих.