10.10.2013 | 11:50

Со дня рождения Джузеппе Верди исполняется 200 лет

Верди – 200. Весь 2013 год музыкальная общественность отмечает эту знаменательную дату. Концерты, фестивали, театральные постановки на лучших сценах мира – как приношение безусловному таланту – автору самых знаменитых опер, вошедших в золотой музыкальный фонд. Сегодня – особенный день для почитателей таланта Джузеппе Верди. Именно 10 октября 1813 года будущий великий композитор появился на свет. Рассказывают «Новости культуры».

Итальянцы говорят: «У нас каждый год – будто день рождения Верди». Самый исполняемый композитор в своей стране и во всем мире, Джузеппе Верди – символом и национальным героем Италии стал ещё при жизни. Для любого итальянца – говоришь «опера», подразумеваешь «Верди». Цитаты из его произведений давно стали фольклором.

«Представляете, один из самых знаменитых фрагментов Верди – хор “Va, penciеrro” из оперы “Набукко” – очень многими итальянцами по сей день воспринимается как национальный гимн, – рассказывает дирижер Франческо Чиллуффо. – Это очень показательно. Так глубоко Верди проник в наше сознание, уклад, культуру».

Как и полагается подлинно народному художнику, родился Джузеппе Верди в деревне, в бедной семье трактирщика. С детства полюбил музыку. Народная – вошла в его жизнь через пение бродячих музыкантов, а орган, когда прислуживал в сельской церкви. Одаренного юношу в миланскую консерваторию все же не приняли, и Верди начал брать частные уроки. Деньги давал купец-меценат Барецци. Скоро Джузеппе стал дирижировать и сочинять музыку. И уже третья опера – «Набукко» имела ошеломляющий успех.

«Сложнейший конфликт и трагедию ему удавалось всегда оправить в очень простую мелодию, – отмечает Франческо Чиллуффо. – В этом его величайший дар, феномен. Всем кажется – о, какая легкая на слух, запоминающаяся музыка. Её часто напевают».

В эпоху, когда опера была одним из самых популярных развлечений, Верди помогал этому искусству стать доступным даже для неграмотных. Либретто он делал кратким. Считал, что не слова, а музыка должны раскрыть характер Трубадура, страсть Виолетты к Альфреду, столкновение Отелло и Яго.

«Верди – целая эпоха на оперном небосклоне, и я считаю с уходом Верди, после последних опер “Отелло” и “Фальстаф” начался большой кризис оперы, – говорит народный артист России Дмитрий Хворостовский. – Это совершенно бездна для изучения, для удовольствия, для страсти. Этой страсти, увлечению я посвятил всю жизнь и несказанно счастлив».

Жизнь Тамары Синявской тоже связана с Джузеппе Верди. Впервые она вышла на сцену, исполняя партию пажа в его опере «Риголетто». Дома у неё давно висит портрет Верди работы Муслима Магомаева. Народная артистка поправляет: «Верди – не один из гениальных композиторов, он просто один».

«Всё зашифровано в его фамилии, – говорит Тамара Синявская. – Verdi – «verde» – по-итальянски зеленый. А зеленый – это цвет надежды. Вот для меня расшифровка фамилии, таланта Верди. В нем все – и мелодия, и экспрессия. Он всё выразил в своих мелодиях».

Одной из вершин творчества Верди дирижер Геннадий Дмитряк считает «Реквием» – в котором соблюдены все каноны, но музыка звучит с необычайной театрально-оперной эмоциональностью.

«“Lacrimoso” – одна из самых проникновеннейших страниц лирики Верди, – считает Геннадий Дмитряк. – Есть места просветленной лирики, мольбы и места трагедийные – трагедийного масштаба. Они все потрясающие».

Портрет этого великого патриота был на банкноте в тысячу лир. Его имя и музыку связывали с борьбой за объединение Италии. В середине XIX века даже появился политический лозунг «Viva Verdi». Имя расшифровывали по букам: «Vittore Emmanuele re di Italia» – то есть «Виктор Эммануэль король Италии». Вопреки ореолу славы, который окружал Верди всегда, сам он считал себя человеком труда, крестьянином. Просто его полем деятельности была музыка. То есть гениальный Джузеппе Верди будто буквально понимал слово «опера» – в переводе с латыни означающее «дело» или «труд».

Новости культуры

Читайте такжеК 200-летию со дня рождения Джузеппе Верди