18.08.2011 | 11:14

Специалисты из Нового Иерусалима восстанавливают иконы Барнаульского музея

Государственный художественный музей Барнаула готовится к масштабной реконструкции, в результате которой его выставочные площади увеличатся втрое. Это позволит значительно расширить постоянную экспозицию, пополнив ее раритетами из запасников. Однако большинство произведений, десятилетиями хранившихся в фондах, требуют серьезной реставрации, а собственных специалистов не хватает. На помощь коллегам пришли художники-реставраторы из историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим». Сейчас они восстанавливают иконы XIX века. Такая взаимовыручка стала возможной благодаря федеральной целевой программе «Музеи России». Рассказывают «Новости культуры».

Реставратор Максим Григоров замешивает левкас. В иконописи это название грунта, на который накладывают краски. Как и в древности, смешивают мел и животный (можно рыбий) клей. По нему осторожно наносятся фрагменты красочного слоя.

«Бывает так, что сегодня не получается сделать. Тогда вещь откладывается, и начинается процесс договоренностей. С ней общаешься, подходишь, смотришь. Походишь через неделю, с тем же самым составом подходишь, и все получается. Как это объяснить, я не знаю», – рассказывает художник.

Главное, говорит Максим, это чувство меры. Иконы часто обновлялись, за одним слоем скрывается другой. Есть соблазн дойти до первоначального варианта, а это может обернуться потерей самого ценного. Подобные сложности могли возникнуть и с сибирской иконой, скрывавшейся до реставрации под слоем вековой пыли.

«Я переживала, что, когда ее реставраторы расчистят, то из нее может уйти драматизм, декоративность, которая меня поражала. Но я повторяю, что к нам приехали очень хорошие реставраторы, которые очень тонко деликатно реставрируют», – заверяет заместитель директора Государственного художественного музея Алтайского края Людмила Красноцветова.

Все эти иконы родом с Алтая. Одни созданные сузунской школой в XIX веке, другие принадлежат кисти залесовского старообрядца Викулы Балыкина. Каждая икона – своеобразный текст, набор кодов и знаков. Все они говорят о том, что на Алтае канонические традиции легко уживались с крестьянским стилем.

«Икона Балыкина интересна красками. Минимум красок используется – четыре. Даже для передачи синих одежд используется черный цвет в разбеле, который выглядит, как синий цвет», – поясняет художник-реставратор Ирина Владимирова.

Реставраторы из подмосковного музея «Новый Иерусалим» должны отреставрировать в Барнауле восемь икон. Но художники решили, что возьмутся за профилактику еще нескольких работ, не предусмотренных по договору, а просто так – из музейной солидарности.