08.10.2013 | 19:44

Четыре часа пути от "Ада" до "Рая"

Эймунтас Някрошюс представил в Петербурге свою версию "Божественной комедии". Премьера четырехчасового спектакля состоялась в Вильнюсе год назад, затем его увидели в Италии, петербургский показ прошел в рамках фестиваля "Балтийский дом", а впереди еще и Москва – здесь постановка откроет очередной "Сезон Станиславского". Такое внимание объяснимо: каждую новую работу литовского мэтра ждут, но каждая притом оказывается неожиданной. "Божественная комедия" – особенно, убедились "Новости культуры".

В "Балтийском доме" аншлаг. Целый год петербургские зрители ждали приезда литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. Каждый его спектакль – это событие в театральном мире. Все, кто сюда пришел, находятся в предвкушении какого-то чуда, потрясения.

Четыре часа поэзии Данте – именно столько идет спектакль на литовском языке. Но большинству зрителей перевод не нужен. Образы яркие и понятные. Воображение режиссера поражает. Кажется, что в этом он соревнуется с самим Данте, пытаясь понять, как у поэта родились такие строки. 

"Для нас было самое интересное прикоснуться к тому, как это все творится. То, что сотворил Данте, до сих пор не понятно. Уже много диссертаций на эту тему написано, и все равно, как это все пришло в голову человеку? Как это воображение, процесс творчества, откуда это все рождается?" – задается вопросами ассистент режиссера Таурас Чижас (Литва).

В спектакль вошли две части поэмы  "Ад" и "Чистилище". Театральному воплощению дантовского "Рая" Някрошюс посвятил отдельный спектакль, получилась своеобразная дилогия. В основе сюжета ее первой части – история любви поэта к Беатриче, которая жила на соседней улице и рано умерла. У Някрошюса главный женский персонаж появляется уже в самом начале  вполне земная девочка. Хотя именно она станет и музой, и путеводной звездой. 

Беатриче, словно ангел, всегда рядом. Она через все круги ада приведет Данте в Рай, к просветлению и мудрости. На пути ему не раз придется сделать мучительный выбор. 

"Сделать выбор между Богом и Дьяволом. Человек всегда, каждый день на перекрестке стоит", – заверяет Някрошюс

Перед мучительным выбором знаменитый режиссер каждый день ставит и своих актеров. Он любит думающих артистов и требует от них бескомпромиссного творчества на сцене. В этом спектакле Някроюшюса очень много студентов старших курсов. Они ничего не боятся, говорит режиссер. И сам он не боится ни ключевых произведений мировой литературы, ни сложнейшего сценического языка, ни постоянного эксперимента. Наверное, именно поэтому его спектакли всегда получаются такими неожиданными и притягательными.

Новости культуры