08.10.2013 | 11:34

Фотографии со съемочной площадки фильма "Сталинград" представили в столице

Фильм «Сталинград» Фёдора Бондарчука вошел в лонг-лист претендентов на премию «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». В широкий прокат картина выходит 10 октября. Но отдельные показы прошли в Волгограде, Москве, Петербурге. Так что критики своё мнение уже сформировали. Военный экшн, снятый с использованием суперсовременных технологий, называют фильмом академичным и даже – по-хорошему старомодным. Отдельные кадры режиссёр компонует как классические фото советских военкорров. Настоящие фотографии со съёмок фильма можно увидеть в столичном Мультимедиа Арт Музее. Рассказывают «Новости культуры».

Сразу у входа – снимок, который тон задает всей этой выставке – единственный документальный, один из самых знаменитых кадров Второй мировой, символ Сталинградской трагедии. Фонтан «Детский хоровод» Эммануил Евзирихин снял 23 августа 42-го – после воздушного налета немецкой авиации. В фильме фонтан уже не на Привокзальной площади – рядом с домом – прототипом дома Павлова и универмагом, где был пленен Паулюс. В одном месте – узнаваемые и известные памятники и адреса Сталинграда. Но как создавалась эта машина времени – вот здесь на этих фотографиях.

«Я помню, как один человек испугался, увидев там сто немцев идущих, марширующих к месту съемки, – рассказывает продюсер Александр Роднянский. – Это впечатляет, это такое особое чувство, которое в нынешнем кинематографе уже утеряно, потому что большинство такого рода фильмов рисуется».

Сам Роднянский – есть здесь же, на снимке. Напряженный – работал над одним из диалогов в сценарии, не подозревал, что снимают. Такой кадр с продюсером поймал режиссер. Федор Бондарчук, как только пришел, стал искать свои фотографии.

На фотоаппарат Бондарчук снимал общие планы города – на бывшей военной базе под Петербургом заново построенные жилые кварталы Сталинграда. На территории в 6 гектаров – одна из самых больших кинематографических декораций в Европе за последнее время.

«Мы в самом начале пути, – поясняет Федор Бондарчук. – Я прислал товарищу своему просто фотографии декораций, и я ничего не обрабатывал. Просто сделал черно-белую светокоррекцию, и он выложил в сеть, не спросив меня. Комментарии были, что на старых фотографиях – другие лица, старые фотографии – много говорят. Это важная для меня деталь, что их не воспринимали как современные фотографии».

Если приглядеться, можно увидеть – те, кто на заднем плане – в костюмах, у каждого грим. Даже в тех сценах, где массовки до тысячи человек – эти детали формат 3D обнажает, видно почти каждый сантиметр экрана. На несколько месяцев актеры и сами словно в осажденном и разрушенном городе, обживали не просто декорации – характеры и судьбы своих персонажей.

«Здесь есть фотографии, которые удивительно наводят на воспоминания, потому что все эти уголки, которые здесь представлены, все мне знакомы, – рассказывает актер Алексей Барабаш. – Я находился внутри и знаю, что это такое, и это действительно выглядит очень достоверно».

Алексей Барабаш, правда, немного расстроился: понять что это он – сложно, снятый со спины, во время схватки с немцем – это еще не сами съемки – репетиция. Но рядом уже вот-вот готовы сказать: «Мотор!» Федор Бондарчук и оператор Максим Осадчий, героиня Марии Смольниковой берет у бойцов фляжки, чтобы наполнить водой и кадр, у которого улыбаются многие – немецкий офицер у афиши «Парня из нашего города». Эти снимки –не просто кухня фильма, но и несколько месяцев жизни съемочной группы фильма, про который уже сейчас они говорят – «Сталинград» изменил не только героев картины, но и каждого из них самих.

Новости культуры