08.10.2013 | 10:31

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Саввы Ямщикова

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Саввы Ямщикова. Его называли «вулканом» и «самым беспокойным человеком России». Исследователь древнерусского искусства, знаток и защитник памятников культуры, открыватель забытых имён – он просто не мог остановиться, не умел. Спасая уникальные храмы, исколесил всю страну. Вслед за Пушкиным говорил: «Я не езжу, я «служу» по России». Савва Ямщиков в наши дни был фигурой масштаба Мамонтова, Морозова, Дягилева. Он пользовался безусловным авторитетом – в музейном деле, реставрации и даже шире – в сфере культуры в целом. Рассказывают «Новости культуры».

«Москва для меня мачеха, а мать – провинция», – говорил Савва Ямщиков. Он вырос в старообрядческой семье. Был воспитан в Московском университете учителями еще дореволюционной школы – Львом Гумилевым, Николаем Сычевым, Виктором Филатовым, у которого трудился в иконописной мастерской Всероссийского реставрационного центра, что тогда еще находился в Марфо-Мариинской обители. Знания 26-летнего искусствоведа пригодились в фильме Тарковского «Андрей Рублев», где Ямщиков отвечал за его «материальный мир».

«Когда мы писали сценарий, Савелия еще не было в волнах, он не был на горизонте даже, – вспоминает режиссер Андрей Кончаловский. – Мы работали по другим источникам. Это было длительно. Но в момент, когда Тарковскому уже надо было осуществлять – это совсем другое, чем писать. Я думаю, что у Андрея могли быть более авторитетные специалисты по иконописи в то время. Савва был человеком молодым, но он был фанатиком. И два фанатика сошлись».

Так же фанатично в богоборческие 60-е Савва Ямщиков опекал музеи и храмы Новгорода, Пскова, Суздаля, Костромы, Ярославля, Вологды. И возвращал миру почти утраченные и забытые шедевры древнерусского искусства.

«Он находил деньги на собрание икон, – рассказывает народный художник России Сергей Алимов. – Потому что было время, когда открывались церкви, а многие иконы были утрачены. Он эти иконы отдавал реставрировать и потом передавал в церкви».

Подвижник и просветитель более двадцати лет колесил по всей России, обследуя музейные запасники. Памятники – а это тысячи произведений – внес в «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР». В конце 80-х итогом трудов стала грандиозная выставка, открывшая современникам имена удивительных русских мастеров – Ефима Честнякова, Николая Мыльникова, Григория Островского.

«Он привил вкус к правильному искусству, к правильной культуре, к правильной живописи, – говорит архимандрит Тихон (Шевкунов). – Таких людей было несколько в то время. Над ними любит поиздеваться наша рукопожатная публика. Но они сделали необычайно много. Это был Солоухин, это ныне здравствующий Илья Сергеевич Глазунов, это Савва Васильевич Ямщиков».

В кабинете отца Тихона – портрет архимандрита Алипия, настоятеля Псково-Печерского монастыря. Савва Ямщиков считал его духовным отцом. Вместе они занялись проблемой «трофейного» искусства. В 89-м Ямщикову удалось добиться рассекречивания «Венгерской коллекции» – полотна Эль Греко, Веласкеса, Гойи, Тициана, Дега и Ренуара увидели свет. А в государственную комиссию по реституции вошли реставраторы, дипломаты, адвокаты, архивисты.

«Он участвовал в комиссии русско-немецкой, которая занималась взаимовыгодным возвращением трофеев, – рассказывает искусствовед, дочь С. Ямщикова Марфа Ямщикова. – Немцы за то, что им вернут вывезенные ценности из их страны, были согласны помочь с реставрацией церквей в Великом Новгороде, во Пскове. Потому что отец всегда говорил: конечно, эти вещи украдены у вас, но вы посмотрите, что вы оставили нам. Поэтому мы не можем просто взять и вернуть».

Савва Васильевич боролся не напрасно – часть храмов немецкие специалисты восстановили. Но до последнего переживал о том, что отечественная реставрационная школа начала разрушаться и сражался за качество работы реставраторов.

В 21.35 смотрите документальный фильм «Советский архимандрит», где о настоятеле Псково-Печерского монастыря вспоминает Савва Ямщиков. Завтра в то же время – в 21.35 к 75-летию со дня рождения реставратора в эфир выйдет ещё одна документальная лента – «Я пришел дать вам сказку. Художник Ефим Честняков».

Новости культуры