19.08.2011 | 09:12

В Ораниенбауме начался монтаж двенадцати уникальных панно

Красивейший пригород Петербурга Ораниенбаум прихорашивается накануне 300-летия. К юбилею реставрируется Китайский дворец. Как известно, эту летнюю увеселительную резиденцию Екатерины Второй отличала роскошная внутренняя отделка. И вот сейчас идет монтаж двенадцати стеклярусных панно ручной работы – их возвращают на историческое место. Вокруг дворца устанавливают копии античных скульптур. И наши корреспонденты наблюдают за этими преобразованиями в музее заповеднике. Рассказывают «Новости культуры».

В стеклярусном кабинете сейчас действует правило четырех «не» - не повредить, не задеть, не ошибиться, посторонним к панно не приближаться. Монтаж уникальных работ – как спецоперация – у реставраторов лишь одна попытка приладить старинную деревянную раму с бесценными украшениями к стене. На это уходит меньше минуты. Действия отрабатывали заранее. Та же методика и с позолоченными липовыми рамами. Один подход и несколько шурупов - четыре на шестьдесят. Систему крепления стеклярусных шедевров пришлось придумать новую.

«Стали думать, как закрепить эти стеклярусы, – говорит реставратор Виктор Фищенко. – Решили один только выход: купить вот такие вот уголки, уже более современные, чтобы в последующем, для следующего поколения можно было легче снять и отреставрировать стеклярусы».

То, как восстанавливали стеклярусы – уже стало историей петербургской реставрации. 12 уникальных панно, заказанных Екатериной Великой, отдали на восстановление в Эрмитаж.

На архивных кадрах запечатлена работа в мастерских. Методик восстановления таких полотен в мире не существовало. Естественно, все делали вручную, мыли от гуаши синель, закрепляли нити и стеклянные трубочки.

В конце прошлого года работу закончили. И сейчас полотна выглядят практически так же, как и в XVIII веке.

«Мы видим как раз ту вышивку, тот стеклярус, который был тогда. – рассказывает Татьяна Сясина, сотрудник ГМК «Петергоф». – Более того, сейчас после реставрации сняты поздние наслоения, которые появились в XIX веке. Панно были покрашены краской, сейчас все смыто и мы вернулись к первоначальному источнику - то есть к тому цвету, который был в XVIII веке, все это несет какую-то ауру».

Историческая атмосфера стала возвращаться в Китайский дворец месяц назад, когда шедевры привезли домой. Но монтировать полотна сразу не стали. К ним вообще в Ораниенбауме относятся как к живым. Дали время, чтобы стеклярус «вспомнил» родные интерьеры.

Розовая гостиная в Китайском дворце на время превратилась в своеобразную больничную палату. В деревянных боксах отреставрированные стеклярусные панно проходят адаптацию. Здесь создан специальный температурный режим и поддерживается определенная влажность, а главное – никакого ультрафиолета. Поэтому такой сумеречный свет.

При свете дня, на улице монтируют скульптуры. Их тоже увозили на реставрацию. Молодой Аполлон и Венера Медицейская. Копии античных изваяний. Их в XVIII веке заказали для входной группы Китайского дворца во французских мастерских. И, наверное, для скульптур эта установка станет последним стрессом. Канат вокруг изящной бронзовой шеи Венеры – вынужденная мера. Из уважения к даме, ее аккуратно поддерживают за локоток, может быть, пытаясь сгладить неподобающее обращение.

«Они были сильно повреждены еще после 17-го года, когда толпы людей, которые кипели ненавистью ко всему прошлому, устроили погром в Ораниенбауме, – рассказывает Виль Юмангулов, хранитель фонда «Скульптура» ГМЗ «Петергоф». – Затем, по мере того, как шло время, умножались и повреждения. Вот, в частности, Венера Медицейская имела многочисленные пулевые пробоины. Во время войны Петергоф не был оккупирован, вряд ли предположишь, что это во время боевых действий».

Такие моменты пытается запечатлеть даже директор музея Елена Кальницкая. Для личного архива фотографирует установку статуй. И рассказывает, уже о будущем Китайского дворца.

«Мы сейчас пришли к выводу, что во дворце будет поддерживаться специальный термпературно-влажностный режим, – говорит директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. – Мы будем в зимнее время его протапливать. Ведь дворец этот абсолютно особый. Он же вообще летний этот дворец, и мы зимой его показывать не будем, никогда. Зимой он все равно будет закрыт, как летняя резиденция - это общеевропейская практика. Так что сейчас он откроется ненадолго».

Пусть ненадолго, зато уже очень скоро. Первых посетителей тут ждут 10 сентября. Открытие Китайского дворца - важный пункт в обширной программе празднования 300-летия Ораниенбаума.